За Родину и Честь » Православный воин - Православный воин

За Родину и Честь » Православный воин

 “Встань, Россия, из рабского плена!

Дух Победы зовет в бой – пора.

Подними боевые знамена

Ради правды, красы и добра!”

(А.Мингалев.

“Встань за Веру, Русская Земля!”)

На крутых поворотах истории память народа всегда обращалась к героическому прошлому нашей Родины. Движение вперед невозможно без преемственности поколений, без учета многовековых традиций народа, воинства и государства. Сегодня повышенный интерес вызывает героическое прошлое Отечества – с его триумфами и трагедиями, блеском “викторий” и горечью поражений, лаврами славы и громом военных и морских побед. Русская история, как никакая другая, богата героическими примерами ратной доблести, мужества, неустрашимости и силы русского духа. Военный героизм в истории России возник, рос и развивался под знаком вооруженной защиты Отечества. С давних времен древнерусское государство было сдерживающим фактором на пути иноземной агрессии, героически отражая нашествия многочисленных завоевателей с Запада и Востока.

По подсчетам историка XIX века Василия Ключевского, великорусская нация в период своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн. В XVI веке Россия воевала против Речи Посполитой, Ливонского ордена и Швеции 43 года, ни на один год не прерывая борьбы против набегов многочисленных орд кочевников на южных и восточных рубежах. В XVII веке Россия воевала 48 лет, в XVII веке – 56 лет. Такими же кровопролитными были XIX и XX столетия, когда войны велись почти беспрерывно одна за другой. Состояние мира для России XIII – XX веков было скорее исключением, а война – жестоким правилом.

“Сколько было их, вражьих полчищ!

Вслед за валом катился вал.

Из нашествий, да из побоищ

Враг урока не извлекал…”

(Николай Боголюбов. Стихи. 2000)

В борьбе с многочисленными врагами, захватчиками и интервентами великорусская нация сплачивалась, очищалась кровью, укреплялась верой, поднималась духом и побеждала! Перед лицом внешних угроз мозаичная Российская Держава обладала твердостью монолита. Россия всегда была страной героев! Отцы и дети, деды и внуки потом и кровью создали величайшую в мире империю и морскую державу, омываемую океанами и морями, собрав под державным российским орлом более 100 народностей и увенчав Отечество наше громкой славой. Мужественные и отважные, неутомимые в боях и походах, независимые и свободные, готовые к подвигам и самопожертвованию, способные побеждать не числом, а умением. Люди великой воли и великой любви к Родине. Сыны славы и русских побед! Воины духа и подлинные хозяева Русской Земли и её богатейших недр и необозримых просторов.

Чувство любви к Родине-России-Отечеству зрело и набирало силу вместе со становлением и укреплением нашего государства. В многочисленных войнах, сражениях и походах. В ожесточённом противоборстве сходились русичи с Золотой Ордой, великим княжеством Литовским и Тевтонским Орденом, с Речью Посполитой и великодержавной Швецией, с наполеоновской Францией, милитаристской Японией, Англией и гитлеровской Германией. В русских летописях XIV века мы находим первое упоминание слова “Отечество”. Об Отечестве на протяжении столетий говорили русские герои и вожди. Знаменитый девиз “За Веру, Царя и Отечество!” был начертан на знаменах Российских полков. Да и слово “патриот”, появившееся в России в эпоху Великого Петра, означало – “сын Отечества”, “Слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его”, – отмечал историкXIX века Н.М. Карамзин. Любовь к Родине, сознание того, что ты принадлежишь к великой нации и сражаешься за её интересы, ради её процветания – было основой высокого морального духа армии и народа. Плечом к плечу на страже Отечества стояли с русскими людьми сыны и дочери многих народов и племён, населявших Русь-Россию-Советский Союз. Общая беда, смертельная опасность и борьба с иноземными врагами сближали братские народы, делали их более сильными. Но главной и цементирующей силой был всегда народ русский.

“Таков удел твой, Русь Святая,

– Величье кровью покупать;

На грудах пепла, вырастая,

Не в первый раз тебе стоять.

Любовь к Отчизне закалила

В неравных спорах наш народ,

– Вот сверхъестественная сила

И чудотворный наш оплот!”

(И.С.Никитин. 1855)

Во все времена военная служба в России была священной обязанностью всех, кто мог носить оружие. О героизме русских воинов свидетельствуют древние летописцы. “Их храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу (воинов) из других народов”, – отмечалось в восточной летописи XII века. Ее дополняет другой летописец – “Говорят, что побежденные (русичи) никогда живые не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивали”. Мужественная любовь к Родине-матери, верность присяге, боевым знаменам и православным святыням, готовность к самопожертвованию и исключительная стойкость, беспредельная отвага, неустрашимость и ненависть к врагам Отечества – передавались из поколения в поколение. “За Родину-Мать не страшно умирать”, “За Родину и Честь не жаль голову снесть”, “Тот герой, кто за Родину горой”, “Родина превыше всего!” – гласит вековая народная мудрость. Примеры героизма и мужества – в русской истории… “Так не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут”, – обратился князь Святослав к боевой дружине накану- не решающего сражения. И ответили воины: “Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим”. От тех героических, легендарных временах идет и знаменитый завет Святослава – “Победить или умереть со славою!”

“Жребий брошен – и снова

Блещет в грохоте сеч

Святослава победный

Ярко-пламенный меч!

Смело, братья-славяне!

Все – в решительный бой!

Русь, Святая Отчизна, –

Грозный миг пред тобой!”

(В.П.Лебедев. Меч Святослава. 1914)

Первая половина XIII века – самое трагическое время в истории нашей Родины. С востока шли, уничтожая все на своем пути, татаро-монгольские орды, с севера угрожали шведы, с запада надвигались рыцари-крестоносцы. Силы зла с Запада и Востока, вдохновляемые и направляемые римским папой и католическим Ватиканом, объединились для уничтожения нарождающейся славянской государственности. Русь оказалась между двух огней. В этот грозный час Господь воздвиг на спасение Святой Руси князя Александра Невского (1220-1263) – доблестного воина, храброго полководца и национального героя. Перед битвой на Неве 15 июля 1240 года со шведами князь-воин укрепил свою дружину исполненными веры словами: “Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были”.

“И была сеча великая с латынянами, и перебил их бесчисленное множество”, – отмечал летописец. Сам Александр сразился со шведским полководцем Биргером и “возложил ему печать на лице острым своим копьем”. Отстаивая родную землю в битве с врагами, русские витязи были “страшны в ярости мужества своего”. Разбитые шведы бежали к своим кораблям, и вскоре были потоплены в море сильным штормом, довершившим суд Божий над завоевателями. “Все взявшие меч, мечом погибнут!” – гласит евангельское пророчество. Спустя 100 лет о поражении шведов на Неве вспомнил король Швеции Магнус. В 1352 году, уходя в мир иной, он оставил завещание своим братьям, детям и всей земле шведской: “Не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи”.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера между русскими дружинами во главе с Александром Невским и немецкими псами-рыцарями произошло решающее сражение, вошедшее в историю под названием “Ледового побоища”. Под звуки труб, с развернутыми знаменами, построенные клином, войска рыцарского Ливонского Ордена врезались в центр наших боевых дружин. Но не дрогнули русичи под ударом закованных в железо крестоносцев. Насмерть стоял передовой Владимирский полк. О героях той битвы летописец напишет: “Были сердца у них, как у львов”. Победа русских ратей была сокрушительной и великолепной! В битве Александра Невского сопровождала икона “Знамение” Пресвятой Богородицы, помещенная позднее над гробницей святого князя-воина. Летопись сохранила для потомков молитву полководца перед сражением: “Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною. Прими оружие и щит, встань в помощь мою!”

“Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять вам больше никогда.

Нас князь поставил в середину,

Чтоб первый приняли напор,

– Надежен в черную годину

Мужицкий кованый топор! “

Пусть с немцами нас Бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем Божьему суду!”

(Константин Симонов. Ледовое побоище. 1937)

Становой хребет масонского ордена рыцарей-храмовников, сокрушенный в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года, был окончательно сломлен объединенными силами славян в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Огромным оказался опыт тех, кто пытался стереть нас с лица земли “огнем и мечом”! Он уходит корнями в седую древность. Тем величественнее встает сквозь века фигура Александра Невского, его подвиг на роковом рубеже русской истории, который дал народу веру в свои силы, веру в грядущую победу.

Героическая жизнь русского полководца и святого воина вдохновляла русских людей на подвиги в суровые годы Великой Отечественной войны (1941 -1945). А его слова из одноименного фильма “Александр Невский” -“Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!” – стали пророческими, вызывая горячий отклик в сердцах бойцов и командиров. Образ мужественного героя и полководца стал символом ратной славы и грядущих побед. И символично, что план разгрома вражеских полчищ под Москвой (1941), разработанный Георгием Жуковым, носил грозное название – “Меч Александра”. В решающем 1942 году – в год 700-летия исторической победы на Чудском озере (1242) -был учрежден боевой орден Александра Невского, которым награждались офицеры, воинские части и соединения, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и героизм. В том же 1942 году художник Павел Корин пишет свою знаменитую картину-триптих с изображением в центре Александра Невского. Великий русский воитель, одетый в стальные доспехи и багряницу полководца, опирается на тяжелый меч. Шитый золотом Спас на боевом княжеском стяге и храм Новгородской Софии – символы святости ратного подвига. “Когда в сентябре 1942 года я стал писать Александра Невского, – вспоминал позднее художник, – мне хотелось воплотить идеи стойкости, мужества и отваги, хотелось раскрыть характер непокоренного народа в том, что делает его великим”.

“Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье

Наши имена

От льдов Невы

– До поля Куликова,

От Куликова

– До Бородина!”

(Владимир Фирсов. Россия)

Героическую борьбу Александра Невского продолжил Дмитрий Донской (1350-1389) – князь-воин, талантливый полководец и великий патриот Земли Русской. Он первым из русских князей безбоязненно и грозно восстал на ордынских поработителей, положив начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига, грозившего русскому народу расчленением, порабощением и насильственной исламизацией. Сплотив вокруг Москвы враждовавших русских князей, святой Сергий Радонежский(1314-1392) помог образованию сильной централизованной власти, способной объединить все разрозненные силы и привести Русь к победе и освобождению от поработителей. Благословляя Дмитрия Донского и все русское воинство на ратный подвиг, преподобный Сергий предсказал грядущую нашу победу – “Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь! А поможет тебе Бог и Святая Богородица”. Так Русская Православная Церковь освятила общенародное дело. Это было началом нравственного, а затем и политического возрождения русского народа, стряхнувшего страх перед иноземными поработителями и осознавшего себя единой нацией.

“Словно живые, трепещут стяги, жаждут воины себе чести добыть и имя свое прославить”, – сказано в героической поэме “Задонщина”. Образ “Спаса Нерукотворного” на великокняжеском стяге звал русские рати к победе над врагами, вооружая ратников мужеством, верой, отвагой и доблестью. “Час суда Божия наступает. Честная смерть лучше позорной жизни!” – говорил князь Дмитрий своим дружинам. “Сим победиши!” – звучал боевой всесокрушающий девиз из глубины столетий. Первым устремившись на врага, князь-воин громогласно читал псалом: “Бог нам прибежище и сила!” Битва была яростной и кровопролитной. Стойко и мужественно бились русские ратники из 20 княжеств и городов, стоявшие насмерть “За всю Землю Русскую”. Дорогой ценой досталась нам победа! По преданию, лишь один человек из десяти, пришедших на поле Куликово из разных русских земель, возвратился домой. Великое множество витязей пали смертью храбрых и увенчались мученическими венцами… “Страшно и горестно, братья, было смотреть: лежат трупы христианские, как стога сена, а Дон-река три дня кровью текла”, “Оскудела вся Земля Русская воеводами и слугами и всеми воинствами”, – горестно восклицал летописец.

Так, 8 сентября 1380 года – в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – русские полки одолели иноплеменных, “избивая и рубя поганых без милости”. После разгрома мамаевых полчищ Дмитрий Донской, по православному обычаю, благодарил святых воинских покровителей и Богородицу за дарованную победу, вспомнив при этом о подвигах святого Александра Невского. Герои битвы удостоились вечной славы и золотых венцов в царствии небесном, а потомки их – благодати из рода в род!

“Под священной хоругвью крестной

От купели до райских врат.

Погибая на ратном поле,

Восходили в небесный град”.

(Николай Боголюбов. Стихи. 2002)

Народные заступники, вожди-полководцы, герои-ратники и простые ополченцы, кто, “заслужив честь и славу мира сего, головы свои положили за Землю за Русскую”, увековечены в памяти поколений, в героических песнях и былинах, в бронзе и граните монументов и обелисков. “Примеры предков утверждают дух потомства”, – говорил митрополит Московский Филарет. И всякий раз, когда Отечеству угрожала смертельная опасность, иноземное вторжение и грозный враг стоял у ворот, простые русские люди вспоминали героев и заступников Земли Русской. Так было накануне нашествия на Русь хана Тохтамыша (1382) и грозного Тамерлана (1395), в тяжелые годы Ливонской войны (1558-1583) и Смутного лихолетья XVII века, в дни героической обороны Смоленска (1609-1611) и Троице-Сергиевой Лавры (1608-1610). В народном сознании герои Куликовской битвы всегда стояли рядом с дружинниками Александра Невского, ополченцами Минина и Пожарского, гвардейцами Полтавы и Бородина, защитниками Севастополя и Порт-Артура, героями Шипки и легендарного “Варяга”. Они и сегодня – символы воинской доблести, богатырской силы, ратной славы!

“В годину бед она всегда бывала

Единой, несгибаемой, стальной,

Врагу навстречу Русь моя вставала

Одной дружиной, грозною стеной.

И по призыву Дмитрия Донского,

По зову Минина она шагала в бой,

Не зная страха, гордо и сурово,

Вздымая знамя славы над собой”.

(Виктор Гусев. Пою тебя, страна моя! 1941)

Военный героизм народа и армии получил дальнейшее развитие в войнах XVIII столетия. В героическую эпоху Великого Петра были созданы глубоко национальные по своему духу и составу вооруженные силы, покрывшие себя неувядаемой славой на полях сражений и битв Великой Северной войны (1700-1721). Славное то время и сегодня несет на себе печать высокой гражданственности, мужества и подвига во имя Родины. Петровское начало – это русский патриотизм. Это – мужество царя-полководца и простого солдата, уравненных в своем героизме и охваченных единым патриотическим порывом. Он верил в силу своего народа, своей армии. “Победу, – говорил Петр, – решит военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их – защита и крепость Отечеству”. С Полтавской виктории 27 июня 1709 года начался закат Швеции и быстрый рост молодой России. Вдохновенно и сильно прозвучало на поле битвы обращение Петра Великого к российскому воинству: “Воины России, сыны Отечества, чады мои возлюбленные! Потом трудов моих создал я вас; без вас государству, как телу без души, жить невозможно. Вы, имея любовь к Богу, к вере Православной, к Отечеству, славе и ко мне, не щадили живота своего и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши никогда не забудут потомки!”

Пушки, штыки и лавры Полтавы возвестили всему миру о начале нового периода русской истории. На глазах изумленной Европы рождалась новая Великая Империя и Морская Держава, “быстро возвышающаяся, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний”. Трудному испытанию подверглась на полях Полтавы молодая русская армия и выдержала она его с изумительным успехом. Ее организованность, дисциплина, мужество и железная стойкость оказались на высоте. На традициях Полтавы – как “Матери русских побед” – воспитывались последующие поколения русских полководцев – Румянцева, Суворова, Багратиона, Кутузова и Ермолова, справедливо считавших себя учениками Великого Петра.

Открывая 27 июня 1835 года военно-учебное заведение в Полтаве, Николай I сказал: “Корпус сей именовать Петровским-Полтавским, и день учреждения оного праздновать ежегодно в день победы, 27 июня, дабы воспитывающиеся в сем заведении молодые дворяне, готовясь также на поприще военное, воспоминали более и более о той славе, которую стяжали некогда их предки на полях Полтавских и, одушевляясь их подвигами, старались и сами сделаться верными сынами Отечества”.

“Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях;

Их парил орел победы

На Полтавских на полях.

Знамя их полка пленяет

Русский штык наш боевой;

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой!”

(“Марш Преображенского полка” XIX века)

С именем Александра Суворова (1730-1800) связана целая эпоха в истории нашей Родины. Вся его жизнь – яркий пример беззаветного служения Богу, Православной Вере и своему Отечеству. Его полководческий гений отмечен многочисленными ратными подвигами и лаврами блистательных побед. Осада Очакова, победоносные битвы при Фокшанах и Рымнике, штурмы Измаила и Праги, бои при Треббии и Нови, беспримерный поход 1799 года через Альпы – вот вехи славного пути русского полководца, не знавшего поражений. “Я забывал себя, когда дело шло о пользе моего Отечества!” – эти суворовские слова могли бы стать девизом ко всей его жизни. Развивая в воинах чувство патриотизма и любви к Родине и стремление к победам, он говорил: “Вы – орлы. Вы – чудо-богатыри. Вы спасители и защитники Отечества!” Его девизы – “русские не сдаются” и “русские не отступают” – становились непреложными истинами. Многие положения суворовской “Науки побеждать”, пронизанные наступательным духом, не потеряли своей актуальности и сегодня, когда униженное и истерзанное Отечество снова ждет своих заступников, спасителей и героев!

“Суворов, мы с тобою!

Полночной зри народ:

И грудью, и душою

С тобой идем вперед!”

– поется в одной из песен XVIII века, в которых полководец превращается в могучего богатыря, грозного для врагов Отечества.

“Кто решительно и смело идет навстречу врагу, тот уже одержал победу”, “Смерть бежит от сабли и штыка храброго”, “Смелым Бог владеет”, “Храбрые бессмертны” – любил повторять полководец. Он учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за “Дом Пресвятой Богородицы”, которым виделась русскому человеку Родная Земля. В вере русский солдат черпал несокрушимую силу, на вере основывалось мужество и стойкость его в бою. “Бог нас водит, Он наш генерал, от него победа!” – говорил несгибаемый духом полководец, который верил, молился и побеждал в 200 сражениях и битвах с превосходящими силами противника. Знаменитые Итальянский и Швейцарский походы Александра Суворова (1799) показали всей Европе доблесть, силу духа и мужество Русского Солдата! Даже Фридрих II король Пруссии, считавший свою армию непобедимой, после сокрушительного разгрома под Кунерсдорфом (1759) и взятия русскими войсками Берлина (1760), вынужден был признать, что “ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером”. “Русский солдат, – говорил Наполеон, – создан для победы… Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию”. Но самую выразительную характеристику русской армии дал Бернадот – маршал Франции и король Швеции под именем Карл XIV Юхан. Обращаясь к своим подчиненным, он сказал: “Подражайте русским, для них нет ничего невозможного”. “Россия в XVIII-XX веках показала Европе доблесть своего солдата и гениальность своих исторических полководцев. С Петра Великого Европа опасалась России; с Салтыкова (Кунерсдорф), Суворова и Александра Первого – Европа боится России. “Что, если этот нависающий с востока массив двинется на запад? Две последние мировые войны закрепили этот страх”, – отмечал русский философ Иван Ильин в своей работе “Против России” (1948).

“Знайте все вы иноземцы –

С нами в дружбе лучше жить,

Англичане, турки, немцы…

А то будете тужить!

Слава всюду раздается:

Русский удалью богат;

В нем любовью сердце бьется

– В битве лев, а после брат.

Горы, степи, зной и холод

– Все равно, вперед идет.

Труд, усталость, жажду, голод

– Все с терпением несет”.

(“Гренадерская песня” XIX века)

“Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди и укажут полкам нашим новые пути к победам и славам; но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов наших, мы вспомним Суворова”, – отмечал 150 лет назад полковник Генерального штаба Российской Армии А.Богданович, верность слов которого не раз подтверждала отечественная история. “Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество. Мы – русские! С нами Бог!” – говорил великий наш Суворов, обращаясь к солдатам и офицерам России. Ученики и соратники великого полководца – Кутузов и Багратион, Милорадович и Платов – личным мужеством и громкими победами утверждали суворовские боевые традиции в русской армии и на полях сражений 1812 года. Верными заветам великого полководца оставались и многие поколения солдат Отечества, сражавшихся по-русски, по-суворовски и побеждавших не числом, а умением! Имя Александра Суворова и сегодня напоминает нам о непобедимости и славе русского оружия и Великой России!

“Несокрушима воинская сила

Того, кто предан Родине своей.

Она брала твердыни Измаила,

Рубила в клочья прусских усачей.

В Италии летела с гор лавиной,

Пред Фридрихом вставала в полный рост,

Полки средь туч вела тропой орлиной

В туман и снег на узкий

Чертов мост.

Он прям и смел в грозе военных споров,

И равного ему на свете нет.

“Богатыри!” – так говорит Суворов,

Наш прадед в деле славы и побед”.

В.А. Рождественский. Памятник Суворову. 1941)

Владимир МАКСИМОВ

30 июль 2014 /