Время подлинных Героев » Православный воин - Православный воин

Время подлинных Героев » Православный воин

Надо признать, что информационно-пропагандистская война, которая ведётся против России её врагами, своих целей вполне достигла. Больше всего это заметно на южном, кавказском направлении. После обеих чеченских кампаний, которые не окончились, как ожидалось, нашей полной победой, нет больше единого мнения о необходимости «удерживать» Кавказ или призывать в армию уроженцев из этого региона. В обществе, в том числе в армии и правоохранительных органах отмечается рост, как антикавказских, шовинистических, так и антирусских, а точнее, русофобских, настроений. Это не может не отражаться на морально-психологическом климате в частях и подразделениях, не влиять на их боеготовность; заметно снижает эффективность использования войск при выполнении поставленных боевых задач. Все эти вопросы и проблемы не получили, на мой взгляд, своевременной и должной оценки у руководства государства и силовых структур.

Союз Меча и Креста

1378968837_u_kresta-7922412Одной из мер по повышению и поднятию боевого духа, как главной составляющей комплекса морально-психологического обеспечения войск, должно стать формирование у военнослужащих уверенности в своих силах, твёрдой убеждённости в своей правоте и адекватности восприятия обстановки, складывающейся из различных информационных источников. Именно по этим «точкам» и работают наши противники, лишая военнослужащих национального самосознания и возможности свободно ориентироваться в историческом и духовном пространстве, используя накопленный поколениями потенциал.

Очевидно, для решения этой важной проблемы надо, прежде всего, на официальном уровне, признать то, что является непреложным, но забытым фактом: исторически Россия существует, опираясь на два столпа: Армию и Церковь. Когда врагам удавалось подрубить один из этих столпов, государство рушилось. Но, благодаря существованию второго, опоре на него, ей всегда удавалось не только воскресать, но и восстанавливать свой боевой потенциал, навёрстывая утраченное. Этот благословенный союз Меча и Креста — есть подлинный гарант нашей национальной безопасности.

Веч(р)ные союзники России

За примерами ходить далеко не надо: XIII-XV век, ордынское нашествие, которое полностью разорило страну, лишило её не только войска, но и государственного суверенитета. Единственной опорой и скрепой русского народа в те годы оставалась Церковь, благодаря которой, были не только собраны силы, но и сломлен сначала языческий, а затем, с принятием захватчиками ислама, и мусульманский духовный прозелитизм. Орда распалась под ударами не только внутренних междоусобиц и заговоров, но и из-за упорного в первую очередь духовного сопротивления русского народа, не желавшего перенимать чужие традиции, обычаи, веру. Произошло обратное: многие ордынцы, знатные татарские мурзы, приняв Православие, перешли на службу России и честно служили ей, положив начало многим княжеским и дворянским родам. Все помнят так же, что перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий Донской поехал за советом-благословением не куда-нибудь — к волхвам-шаманам или Римскому папе, а к «светильнику земли Русской» преподобному Сергию Радонежскому. А «стояние на Угре», положившее официальный конец игу, завершилось нашей победой во многом благодаря поддержке ростовским архиепископом Вассианом колеблющегося Ивана Третьего.

Начало XVII века. Смутное время и польско-литовско-шведское нашествие. Фактическая оккупация большей части страны, отсутствие регулярной армии, казны, законов и фактически независимости. В Москве изменниками боярами готовится приём посольства и утверждение на царство ставленника Запада — польского королевича, но планам оккупантов и предателей не суждено сбыться из-за твёрдой позиции Патриарха Ермогена, отказавшегося признавать ставленника папы и поднявшего народ на ополчение своими грамотами и воззваниями. За это он был уморен голодом в подвале Чудова монастыря в Кремле.

Начало ХХ века. Революция, уничтожившая величайшую мировую державу и её вооружённые силы, попытки создания нового государства и армии и жуткие гонения на Церковь. Казалось бы, какая тут взаимосвязь? Но те, кто стояли за плечами организаторов переворота прекрасно знали то, о чём позабыли сегодня мы: «Чтобы покончить с Россией, нужно разрушить оба её столпа — две основы». Именно поэтому нападки на Русскую Армию и Церковь шли параллельно и бешеными темпами. Армию Российской Империи с её славными традициями врагам фактически удалось уничтожить. На грани ликвидации была и Церковь. К 1941 году на свободе оставалось всего три архиерея РПЦ, были разорены и закрыты все монастыри (из нескольких сот действующих до 1917 года), на территории РСФСР действовало всего около 100 храмов (из 78 тысяч бывших до революции).

Грянувшая война показала слабость пестуемой руководством страны РККА, неготовность многих её солдат и командиров противостоять натиску германской армии. В тот тяжелейший для страны период, несмотря на пережитые гонения и притеснения, РПЦ полностью и безоговорочно поддержала власть, призвав уже на второй день войны верующих (которых по рассекреченным недавно данным переписи 19З7 года было больше чем неверующих) устами патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) выступить на защиту Родины. Всю войну Церковь активно помогала государству, властям, организовывая сбор денег в помощь фронту, построив на свои средства танковую колонну «Дмитрий Донской» и авиаэскадрилью «Александр Невский». Полностью Россия восстановила свою мощь к 1943 году, не только одержав столь важную победу на Курской дуге, но и восстановив Патриаршество, заключив фактически заново разорванный Петром союз государства с Церковью.

1991 год. С развалом СССР прекратила своё существование и считавшаяся мощнейшей в мире теперь уже Советская армия. Что удерживало тогда страну, балансирующую на грани сползания в гражданскую войну и экономического краха? Какие силы? Без сомнения, к ним следует отнести Церковь (её молитвы), голос которой, наконец, стал звучать свободно, а авторитет расти в геометрической прогрессии, в т.ч. среди политиков, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В наше время мы наблюдаем схожую картину. Российская армия, несмотря на все попытки свернуть ей шею, показала свою стойкость и боеспособность в тяжких испытаниями обоих чеченских и грузинской кампаниях, выстояла под жесткими ударами реформаторов-сокращенцев и сегодня набирает силу, навёрстывая упущенное время. Церковь же, наоборот, после заигрывания с ней, попыток встроить её в фарватер соглашательской, направленной против интересов России политики, подвергается сегодня бешеным нападкам со стороны либералов-западников, контролирующих СМИ, создавая из любого повода мощнейшую информационную атаку на первых её лиц и Самого Христа. Это ещё раз подтверждает двуединство главной задачи наших врагов: разрушить союз Армии и Церкви, подрубив оба государствообразующих столпа.

Отсюда и должно исходить военное руководство, используя церковный опыт верности России и бескомпромиссного стояния в Истине. Остаётся разобраться, в чём заключается аккумулированный опыт Церкви, который может быть полезен отлучённой от неё на долгое время Армии.

Из плена забвения

Но прежде чем кидаться из одной крайности в другую, я предложил бы учесть опыт и ошибки прошлого. Например, почему мощнейший партийно-пропагандистский аппарат ГлавПУРа СА и ВМФ, пронизавший насквозь все армейские структуры снизу доверху, не смог ничего противопоставить слабо-организованным деструктивным силам, развалившим изнутри и армию и государство? Очевидно, что одной из причин столь явного идеологического поражения, была неэффективность коммунистической пропагандистской машины, её идеологическая зашоренность, омертвелость и шаблонность, которая поэтому и проигрывала национал-либералам на фоне всегда свежо звучавших лозунгов и идей о свободе, равенстве и самостийности.

Сегодня, как было отмечено выше, вопрос межнациональных и межэтнических отношений в воинских коллективах стоит очень остро. Официальная пропаганда, связанная действующей безыдейной (ст.13) и секуляризованной (ст.14) Конституцией не в состоянии дать воинам требуемого ответа и примеров решения этого вопроса. Но так ли уж не решаема эта проблема даже в рамках действующего законодательства? Мешает ли Основной Закон обращаться к истокам своих корней, славных побед и героям походов и войн прошлого? Отнюдь.

Чего стоит один исторический факт взятия Казани войсками Ивана Грозного? Кто его «замолчал», лишив русский народ, не только национальной гордости, самосознания и исторической памяти, но позволив сегодня спекулировать на этом этническим сепаратистам, лишив нас возможности аргументированно на него отвечать? А ведь только тот факт, что за годы существования этого ханства, через Казань в плен было уведено до 5 миллионов русских людей, делает всё понятным и легко объяснимым! А кто назовёт русских героев — участников той героической осады? То же можно сказать и о победах атамана Ермака, который с дружиной в несколько сот человек присоединил к России огромные пространства Сибири. Кто сегодня помнит имена сподвижников Ермака Тимофеевича: Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Матвея Мещерякова, Андрея Воейкова и других?

Так же благополучно замалчивались постсоветскими идеологами героические примеры действий русских войск в ходе войны на Кавказе. Тогдашние жители тех малоизвестных и труднодоступных краёв, были куда более дики и кровожадны, чем их нынешние потомки и всё же Кавказ был покорён русским солдатом! Что мы знали, вступая в кавказскую кампанию, о героях ещё той, первой кавказской войны: А.П.Ермолове, Н.П.Слепцове, Н.И.Евдокимове, А.А.Вельяминове, Ю.П.Кацыреве, М.Г.Власове, А.О.Осипове и многих-многих других, чьих славных подвигов, примеров так не доставало нашим воинам в ходе обеих нынешних кавказских кампаний? Кто знает, что наводивший ужас на чеченцев неубиваемый «Шайтан-боклю» — казачий генерал Я.П.Бакланов возил с собой на пике значок — чёрное знамя с главой Адама и словами из христианского символа веры: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь!».

Не акцентировался источник многочисленных и славных побед русских над турками и персами — нашими извечными противниками на южном направлении. Ислам и тогда заменял идеологию этих воинственных народов, стоял во главе их политических систем. За счёт чего побеждали русские чудо-богатыри, вооружённые подчас хуже, чем снабжённые английским оружием янычары Оттоманской империи, покорившие себе все ближайшие народы? За счёт преобладания русского духа, источник которого находился в глубокой религиозности нашего народа, о чём не раз свидетельствовали А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев…

Сознательно замалчивались победы и герои Русско-японской (за счастливым исключением «Варяга») войны и переименованной в угоду возобладавшей идеологии из Второй Отечественной (Первой мировой) в империалистическую войну. Что знает нынешнее поколение воинов о подвигах миноносца «Стерегущий», душе обороны Порт-Артура генерале Романе Кондратенко, казаке Кузьме Крючкове, унтер-офицерах Кушнерове, Зайкове и Чеснокове, прапорщике Ставицком, полковниках Канцерове, Ширинкине, Вавилове, безымянных героях крепости Осовец, организованно отражавших атаки немцев более полугода(!)? А что слышали о сформированной из горцев Кавказа туземной дикой дивизии — одной из наиболее боеспособных соединений Русской армии? Кто изучал её опыт, когда, например, во время конной атаки у галицийской деревни Цу-Бабино впереди всех скакал, потрясая Кораном мулла, а за ним с воплем «Аллаху акбар!» летели, готовые умереть за Россию всадники, среди которых было немало в прошлом абреков? 

Какие сделаны выводы, если по прошествии почти ста лет с её начала, в России на государственном уровне не открыто и одного памятника её героям!

Жертвы агитпропа

А на каких же героях воспитывалось молодое поколение строителей коммунизма, без боя сдавшее Советский Союз? Были ли среди них люди, отстаивающие национальные интересы, т.е. интересы, прежде всего, государствообразующего русского народа, его веру, традиции, культуру? Первыми на слуху — герои гражданской (по сути братоубийственной) войны, отцеженные, мифологизированныеи изрядно подретушированные: чуваш В.И.Чапаев, молдаване М.В.Фрунзе и С.Г.Лазо, украинцы (малороссы) Н.А.Щорс, С.М.Будённый, Г.И.Котовский. Кто вспомнит их идеалы, отвечающие не только сегодняшним, но и тогдашним запросам советской молодёжи? На поверку выходит, что это люди — представители малых народов России, её национальных окраин проливали кровь русских людей за светлое будущее, которого так никто и не дождался.

Следующими идут герои более близкой и понятой нам Великой Отечественной войны: Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, З.А.Космодемьянская, Н.Ф.Гастелло, В.В.Талалихин, И.Н.Кожедуб… Их куда больше. Только Героев Советского Союза более 12000. Но и в их часто отретушированных до неузнаваемости биографиях внимание акцентировалось, как правило, на нацеленность на победу советского, социалистического строя, преданность партии и делу Ленина-Сталина. Уже на закате перестройки, словно спохватившись, начали раскрывать национальный состав героев, почти 80 % которых оказались русскими. А сколько до сих пор ломается копий над подвигом А.Матросова, «28 панфиловцев»? Был ли факт беспримерного героизма или это скорее литературная мифологизация, к которой были склонны политкомиссары?

Следующими традиционно идут герои Даманского и афганской войны. О героях пограничниках надолго остановивших китайскую экспансию вспоминать, по политическим мотивам, долгое время было не принято. А что с почти сотней «афганцев», получивших высшую награду страны, интересы которой они защищали «за речкой»? Сегодня та война, перешагнув водный рубеж, уже пришла к нам, и вопрос о том, кому и зачем оказывалась братская помощь в виде интернационального долга, с некоторых пор, давлеет над их реальными подвигами. Если сюда включить довольно слабую информированность допризывной и войсковой молодёжи о Героях России обоих чеченских кампаний, число которых превысило полтысячи человек, то картина получиться весьма печальная и неприглядная. И само собой напрашивается вывод: в России нет идеала, эталона национального героя, символа национальной гордости русских, способного объединить народ, дать ему пример победоносности!

«Нет больше той любви…»

Но ими вполне могут стать бережно хранимые Церковью Русские святые. Среди них, едва ли не треть принадлежит к воинскому сословию. В их числе один из авторитетнейших национальных героев прошлого Александр Невский и его младший сын — московский князь Даниил, который ещё в 1300 году нанёс первое в истории России поражение оккупантам. Примечательно, что оба и отец и сын закончили свою жизнь монахами. Это и правнук Даниила — князь Дмитрий Донской. Среди наших святых — князья Михаил Тверской — первый русский военачальник, убитый на Кавказе в 1318 г. и замученные в плену за верность Вере и Отечеству Роман Рязанский и Михаил Черниговский. Среди них, князь Мстислав, прозванный за свою отвагу и многочисленные подвиги Храбрым, и воин Меркурий Смоленский, вышедший один против тысячи. Среди них былинный богатырь Илья Муромец (чьи мощи ныне открыто почивают в Киево-Печерской лавре), легендарные воины-иноки Александр Пересвет и Родион Ослябя и славный князь Довмонт-Тимофей Псковский.

Последний, не имея ни одного поражения в своих многочисленных боевых походах против воинственных соседей, в возрасте семидесяти лет с десятикратно меньшей по численности дружиной разбил немцев под стенами Пскова, одолев в поединке магистра ливонского ордена. Среди наших святых — праведный воин Фёдор (Ушаков) — прославленный адмирал, многократно громивший турецкий флот и не имевший ни одного поражения от нагоняющих сегодня страх мусульман. Фактически святыми почитаются в народе непобедимый «Ангел Суворов» и воин Евгений Родионов — русский солдат, попавший в 1996 году в плен к боевикам, и принявший лютую смерть за отказ снять свой нательный крестик и принять ислам.

У всех этих людей помимо множества воинских качеств было и ещё два вполне на первый взгляд мирных, отринутых современниками — терпение и смирение. Смирение (не перед врагом) перед волей Божьей — судьбой, когда, например, выбор командира остаться прикрывать отход остальных, падает на тебя. Ведь будучи фактически приговорённым к смерти, продолжать вести бой до последней капли крови, можно только смирившись с мыслью о смерти. Именно такие, сознательно жертвующие собой воины, не посрамившие своего имени и оружия — носители настоящей воинской чести. Именно благодаря таким как они удавалось остановить, измотать, обессилить врага, внушив ему ужасную и неотразимую мысль о непобедимости русских.

Подвиг жертвенности: «Нет больше любви той, кто положит душу за други своя» выше всех стоит в Церкви, поскольку он соответствует подвигу Христа, добровольно пошедшего на крест, чтобы подать людям пример настоящего терпения и смирения. Именно этих качеств лишены, в силу своей ментальности, многие народы, исповедующие ислам, где поставленных на поток зомбированных самоубийц-камикадзе малограмотные и часто самозваные «имамы» сходу «записывают» в шахиды — мученики за веру.

Терпеливо выдержать натиск, чтобы потом внезапно обрушиться на врага, может только смиривший себя до смерти русский воин. Эта загадка жертвенной стойкости русского солдата, которая восхищала всех подряд наших противников, имеет только одно объяснение — евангельское: «Нет больше той любви, кто положит душу за други своя». Она и должна стать основой победной национальной идеологии и лучшим ответом русофобам, обосновавшимся на информационных просторах страны с названием Россия.

Роман Илющенко, подполковник запаса, бакалавр религиоведения

23 май 2015 /