Тихвинская икона Богоматери первоначально, по преданию, была написана святым Лукой и послана вместе с Евангелием и книгой Деяния апостолов в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. После его смерти икону перенесли в Иерусалим, а оттуда (V в.) Евдокия, супруга греческого царя Феодосия Младшего, перевезла ее в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под именем Влахернского. Здесь икона пребывала 539 лет. От неистовства иконоборцев икону спрятали в обители Пантократора. После прекращения гонений святыня была возвращена во Влахерну.
За 76 лет до падения Константинополя, при великом князе Дмитрии Ивановича Донском и митрополите Пимене, в 1383 году Влахернская икона Божьей Матери с Предвечным Младенце на левой руке явилась в пределах Новгорода, над водами Ладожского озера, в лучезарном свете. Солнцеобразно сияющая, шествуя по воздуху над водами, переносимая с места на место невидимыми ангелами, остановилась она у Тихвина. В продолжения своего шествия останавливалась она еще в пяти местах и являлась верующим, усердием которых на всех местах, ознаменованных и освященных присутствием чудотворного образа Владычицы, были построены храмы Божьи. На том месте, откуда икона уже не двинулась, устроен был деревянный храм во имя Успения Богоматери. Неоднократно пожарами церковь была обращена в пепел, но явленная и чудотворная Тихвинская икона Божьей матери, находившаяся в нем, всегда оставалась невредима. Стараниями великого князя Василия Ивановича вместо деревянного храма для Тихвинской иконы Божьей Матери в1510 г. построили каменный. В 1560 г., спустя 177 лет после явления иконы, был устроен иждивением и усердием великого князя Ивана Васильевича Тихвинский мужской монастырь.
В 1613 году, когда шведы под предводительством Делагарди овладели Новгородом и его окрестностями, Тихвинская обитель под защитой Владычицы вытерпела от врагов продолжительное тяжкое нападение, особенно по воцарении Михаила Федоровича, когда шведы потерпели поражение и на реке Усть в пределах Новгорода, и в самой обители Тихвина, откуда они были изгнаны. Услышав об этом, Делагарди с яростью приказал двинуть к Тихвину свои полки, чтобы отомстить обители за изгнание шведов и разрушить ее до основания. Устрашенные угрозами гордого и мстительного врага, окрестные жители с женами и детьми стеклись в монастырь и затворились там с иноками и воинами, надеясь не на крепость стен, а на заступничество Царицы Небесной. Шведские войска явились в Тихвинский посад, окружили обитель и со страшной злобой нападали на жилище духовных воинов Христовых. Иноки же, затворившиеся в обители, объяты были страхом. Одни, стоя на стенах монастырских, бились с врагами. Другие, собравшись в Церкви, со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери перед чудотворной иконой и совершали всенощные.
Во время этой осады благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь слепой и потом прозревшей, среди ночи явилась Пречистая Дева и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию».
Мария поведала о явлении и повелении Царицы Небесной. Радостью и упованием наполнились сердца осажденных. Чудотворный образ с молебным пением обнесен был по стенам ограды монастырской. В это время врагов внезапно объял страх. Они пришли в смятение и, никем не гонимые, бежали от обители.
Спустя некоторое время враги снова, с еще большими силами, окружили монастырь и в течение многих дней нападали на обитель. Православные опять со слезами стали прибегать к чудотворному образу Богородицы и умоляли Ее смилостивиться над страждущими. В монастыре находился послушник Соловецкого монастыря Мартиниан, чистый сердцем и богобоязненный. В ночном видении ему явилась Богоматерь со святителем Николаем, с преподобным Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким и объявила, что в обители есть грешники, которые оскверняют сие святое место. В ужасе Мартиниан со слезами поведало своем видении. Скверные лица были изгнаны из монастыря, притвор церковный очищен, усиленными слезными молениями умилостивляли Бога и Богородицу, чтобы не предали людей своих в руки врагов.
С этого времени осажденные начали успешнее бороться с врагами, уповая на милость матери Божьей. Она Своей помощью даровала православным победу.
Мстя за поражение, враги с усиленными отрядами подступили к обители, еще теснее обложили ее и начали копать тайные рвы под врата и стены. После нового явления Божьей Матери с повелением отогнать врагов от дома Ее православные защитники обители и отечества удостоились дивной небесной помощи. Враги увидели, что со стороны Москвы идут в обитель многочисленные полки вооруженных воинов со светлыми крестоносными знаменами, и испугались. Одна надежда на подземные подкопы удержала смятенных врагов от бегства. Осажденные, услышав о новом явлении и повелении Богородицы, уповая на помощь небесную и совершив молебные пения со слезами перед чудотворною иконой Богоматери, по-прежнему сражались с врагами, которые в страхе поколебались и со стыдом побежали от обители. Пленные потом говорили, что в прошедшую ночь видели многочисленное воинство, шедшее в монастырь и из монастыря выходившее для нападения на них. Эта славная и дивная победа была чудесно дарована православным Богоматерью в ночь Воздвижения Животворящего Креста, 14 сентября 1614 года.
Не прошло и года, как шведский полководец в страшной злобе на обитель Тихвинскую, у которой было понесено столько потерь, послал многочисленнейшие силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части, а церковь, в которой она находится, разметать по полю. Когда эти угроз достигли слуха защитников монастыря, они испугались и даже хотели с чудотворной иконой удалиться к Москве. Но икона как приросла к месту. Слабая горстка защитников, надеясь на всесильную помощь Богородицы, затворилась в обители, ожидая врагов. Однако Хранительница своей обители не допустила до нее злодеев. Они были поражены новым чудом: им показалось многочисленное вооруженное воинство, устремившееся на них. Не надеясь устоять против такой силы, враги, объятые страхом, в беспорядке бросились бежать от монастыря. С этой поры они не дерзали уже более подступать к обители. Победа над врагами единодушно и воинами, и вождями приписана невидимой помощи Тихвинской Богоматери.
Спустя около года после чудесной победы прибыли в стены Тихвинского монастыря царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной иконы Божьей Матери, они отправились в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и шведские послы, и там 17 февраля 1617 года перед иконой Божьей Матери заключили Столбовский мир. Оттуда послы отправились с той же иконой на принятие из рук врагов Новгорода, остававшегося семь лет в их власти, где с благодарными слезами была встречена Царица Небесная, дивно избавившая от врагов не только обитель, но и Великий Новгород со всеми пределами его и утвердившая в них власть православного царя. В память чудесного явления Тихвинской иконы Богородицы и одоления врагов установлен Церковью 26 июня по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери.
На поклонение святой иконе издревле приходили и приносили пожертвование люди всех сословий. Великий князь Василий Иванович повелел построить в Тихвине каменную церковь. После ее освящения великий князь, влекомый любовью к Пречистой Богородице, сам прибыл в Тихвин, чтобы видеть чудотворную икону и усердно перед ней помолиться. Благоверный сын его великий князь Иван Васильевич, подражая отцу, также приходил в Тихвин на поклонение чудотворной иконе и устроил при ней монастырь. В 17 34 году императрица Анна Иоанновна пожаловала для иконы редкий изумруд, замечательный по размерам и резьбе, с подписью: «Владычице, прими молитвы раб Твоих».
08 июль 2013 /