Святые мучники Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские » Православный воин - Православный воин

Святые мучники Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские » Православный воин

1365886623_antoni-ioann-evstaf-27-04-1-3264698

В XIV веке, во время княжения в Литве Ольгерда, женатого на Марии Ярославовне, дочери витебского князя, христианская вера еще не была утверждена в этой стране, и языческие жрецы имели такую большую власть, что сам великий князь не мог сопротивляться им. Хотя он и принял крещение при вступлении в брак с православной княжной, но после смерти жены в 1346 г. отступил от христианской веры, которую и принял только ради житейских расчетов. Возвратясь к язычеству, он даже стал в угоду жрецам и народу гонителем христиан.

Между тем при жизни княгини мари Ярославовны было некоторое движение в пользу христианства — в Вильне, столице Литвы. Было построено несколько церквей. Духовник княгини, пресвитер Нестор, успел обратить в христианскую веру многих литовцев.

В числе обращенных им в веру Христову были два брата — Кумец и Нежило, названные при крещении Иоанном и Антонием. Они служили при дворе князя Ольгерда и были его любимцами. Сначала Ольгерд не знал, что они христиане, но, когда они перестали вместе с прочими принимать участие в жертвоприношениях богу огня и притом замечено было, что они соблюдали пост, жрецы догадались, что они — христиане. Об этом донесли Ольгерду и настоятельно потребовали, чтобы примерно наказал занимающих такое видное место при его дворе за отступничество от языческих верований. Иоанна и Антония заключили в тюрьму и всеми средствами принуждали отречься от христианской веры. После года тяжелых испытаний Иоанн не выдержал и отрекся от христианства. Тогда оба брата были выпущены из тюрьмы. Но Антоний не переставал объявлять себя христианином, и снова был заключен в темницу. И теперь на него обрушилась ожесточенная злоба жрецов, видевших, что ни страданиями, ни милостями князя нельзя склонить Антония к отречению от христианства — с дивным терпением он переносил все истязания и с твердостью исповедовал истинную веру. Народ толпами собирался в темнице, чтобы слушать его.

Между тем раскаяние вошло в душу Иоанна. Пример брата усовестил его. Противна ему стала свободная и привольная жизнь, ради которой он позорно отрекся от веры Христовой, и он снова признал себя христианином и чувствовал готовым на все, чтобы только искупить перед Богом свое отступничество. Но лютым гневом тогда воспылали на него Ольгерд и жрецы — в этом возвращении Иоанна они увидели свое посрамление. Ольгерд собственными руками избил его и велел бросить в ту же темницу, в которой томился и Антоний. Тогда темница превратилась как бы в христианское училище. Народ слушал увещевания мучеников и назидался их терпением  в страданиях. Многие принимали святое крещение. Жрецы испугались такого влияния проповедников и упросили Ольгерда позволить им самим решить участь Антония и Иоанна. Чтобы запугать народ, они предали братьев, стоявших за веру Христову, страшным пыткам и, видя их непреклонность, порешили повесить.

Однако жрецы не запугали народ. Напротив, мученическая смерть исповедников содействовала распространению христианской веры. Среди прочих христианство принял свидетель возмутительной казни праведников, один из их родственников, Круглец, также служивший при дворе князя Ольгерда. Он принял святое крещение с именем Евстафий.

— И ты христианин? — спросил его Ольгерд, скоро заметивший, что Круглец уклоняется от языческой жизни и держится христианских постановлений. Увидев, что юноша, вопреки его принуждениям, не нарушает правил принятой веры, князь вышел из себя от бешенства и велел повергнуть его пыткам. Истязания продолжались три дня. С необычайной твердостью переносил их Евстафий, а когда свидетели его мучений не выдерживали и начинали плакать, говорил им:

— Не плачьте и не жалейте о том, что разрушается земная храмина моя… Господь даст мне на небесах храмину вечную, нерукотворную…

Палачи поняли, что сломить юношу не удастся, и повесили его на том самом дубе, на котором предали души свои Богу святые Иоанн и Антоний.

Святые мученики были погребены в Вильне при церкви святителя Николая.

Но вскоре кончина святых виленских мучеников принесла благодатные плоды. Кровь их была «семенем веры Христовой» в Литовском краю. Сам Ольгерд возвратился к христианской вере и кончил жизнь в иночестве. Двенадцать сыновей его также были православными христианами. При второй супруге Ольгерда. Юлиании, скончавшейся в иночестве под именем Мария в 1392 г., был построен храм Святой Троицы на месте кончины Антония, Иоанна и Евстафия. Это случилось еще при жизни Ольгерда. В 1514 г. этот храм был заменен каменным и великолепно украшен князем Константином Острожским.

Причисление мучеников Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых состоялось еще в 1364 г. при святителе Московском Алексии. 

26 апрель 2013 /

Похожие новости

Народ требовал казни мнимого отступника. Визирь должен был представить дело султану. Тот вынес приговор: принятие ислама или — казнь. Верный христианин счел за счастье умереть во имя Господа и без Приняв совет одного из своих приближенных подвергнуть отступника от веры магов «десятикратной смерти», царь повелел отсечь Иакову все члены один за другим. Иаков не дрогнул. Правитель, узнав, что они христиане, сначала пытался заставить их отречься от веры Христовой, но, убедившись в их твердости и непоколебимости, велел бросить мучеников в пересохший колодец и завалить Видя, что пытки приводят к обратному результату, Аврелиан приказал прекратить истязания мучеников и совершить над ними смертную казнь. Блаженные брат и сестра с радостью пошли на смерть, громко Как только он явился к хану на поклон, так от него потребовали соблюсти известные языческие обряды, как то: поклонение кусту, прохождение через огненные кусты, — хотя это  и не всегда