Воины-христиане Пасикрат и Валентион родом из города македонского Доростола, несмотря на молодость – Пасикрату 22 года, а Валентиону 30 лет, – были зрелы духом, когда вступили на путь исповедничества. Глядя, как почитатели идолов кланяются камням, а малодушные христиане, страшась мук, приносят жертвы, они вознегодовали и пошли в народ, открыто провозглашая, что только христианский Бог есть Бог истинный, а идолы – лишь бездушные предметы.
За свободное выражение своего несогласия с догматами язычников молодые люди были схвачены и приведены к префекту. Им было предъявлено требование отказаться от Христа и принести жертву богу Аполлону. Пасикрат, возмущенный этими словами, плюнул на идола. Тогда брат его, Паниян, отступивший от Христа, испугавшийся мучений, стал убеждать принести жертву, чтобы избежать пыток. Пасикрат назвал брата недостойным родства с ним, прогнал прочь. Валентион оказался столь же твёрд, что и Пасикрат. Присутствовавшая на допросе мать Пасикрата всеми силами поддерживала брата. Ничего не добившись от христиан, префект приказал их обезглавить.
Решив искоренить неугодную веру, правитель приказал схватить друзей казненных мучеников. Первым был приведен к префекту Максиму блаженный Юлий. На допросе он подтвердил свою веру в Христа – Бога единого и истинного.
– Разве ты не знаешь, – спросил префект, – императорского указа, повелевающего приносить жертву богам? Что здесь особенного – покурить ладаном и уйти?
Диоклетиан, как известно, первый повелел воздавать ему почести как божеству. Воин, принимая награду, курил фимиам перед изображением нового божества.
На что Юлий отвечал:
– Не могу я преступать заповеди Божьи. Я отдал военной службе двадцать шесть лет и никогда не имел нареканий. Семь раз участвовал в сражениях, не перечил начальству и сражался, не хуже других. Не думаете ли вы, что, сохраняя верность в малом, окажусь предателем в великом? Я всегда чтил Бога живого, сотворившего небо и землю, и теперь отправляю вечную службу Ему.
Максим посулил ему награду в десять динариев и свободу, если согласится принести жертву богам.
– Ни деньги, ни льстивые убеждения не отклонят меня от Господа вечного, – отвечал исповедник.
– Надобно повиноваться законам, – сказал Максим.
– Я страдаю за вечные законы, – отвечал Юлий.
– За те, что преподал вам распятый? Неумно уважать мертвеца, не живых императоров, – говорил префект.
– Он умер за грехи наши, чтобы даровать нам вечную жизнь, но Он же – Бог вечный.
Максим, придя в бешенство, потребовал сделать выбор: или принести жертву, или умереть.
– Я готов умереть на время и жить вечно, – отвечал Юлий.
Префект вынес решение: Юлий, не повинующийся указам императоров, должен быть обезглавлен.
Когда Юлия вели на место казни, Исихий, воин и христианин, также находившийся под стражей, сказал мученику:
– Прошу тебя, Юлий, выполняй с радостью обещание свое – получишь венец, который обещал Господь исповедникам своим. Но помни и о мне – я иду за тобой, особенно приветствуй Пасикрата и Валентиона, рабов Божиих, которые раньше нас пришли к Господу.
Через месяц был казнен Исихий, а допросу подверглись друзья Пасикрата, Никандр и Маркиан.
Напомнив им об императорском указе, префект максим призвал их к жертвоприношению.
– Указ, – отвечал Никандр, – относится к желающим приносить жертвы; мы же христиане и не подчиняемся ему.
Тогда Максим предложил им вознаграждение.
– Деньги за бесчестье позорят почитателей истинного Бога, – заявил Никандр.
– Покури только ладаном богам и будешь свободен, – сказал Максим.
– Христианин не может чтить камни и деревья и забыть о Боге, Который сотворил все из ничего и может спасти меня и всех надеющихся на него.
Супруга Никандра, присутствовавшая при этом, сказала мужу:
– Берегись, господин мой, отказываться от Господа нашего Иисуса Христа; взирай на небо и там увидишь Того, кому ты должен сохранить верность.
– Глупая бабья голова! Зачем ты хочешь смерти мужу своему? – удивился префект.
– Для того, – отвечала женщина, – чтобы жил он у Бога и никогда не умирал.
Маркиан, приведенный к префекту, подтвердил, что во всем согласен с Никандром и другими пострадавшими за Христа, и только просил прекратить безполезные разговоры и скорее предать их суду.
Так ничего не добившись от воинов-христиан, префект приказал всех их казнить.
Действия властей, направленные на устрашение народа, привели к противоположному – истинные верующие на примере самоотверженности мучеников еще больше окрепли, а те, кто сомневался, окончательно утвердились в святой вере.
06 июнь 2013 /