Святые мученики Хрисанф и Дария » Православный воин - Православный воин

Святые мученики Хрисанф и Дария » Православный воин

Во второй половине III века от Рождества Христова прибыл в Рим из Александрии знатный и богатый язычник Полемий, чтобы дать сыну своему Хрисанфу самое лучшее образование. Отец и сын были благосклонно приняты императором, и в скором времени Полемий принял предложенную ему должность сенатора. Казалось, что и его сыну Хрисанфу была обеспечена блестящая будущность в жизни, но совсем другое готовил ему Божественный Промысел.

Изучая науки, с любознательностью читая разные рукописи, Хрисанф встретил среди них и такие, в которых язычники писали о христианстве, но толковали его по-своему. Христианское учение привлекло внимание молодого язычника, захотевшего узнать его, как следует. Хрисанф достал Священное Писание, и чем больше вникал в него, тем сильнее притягивало его учение о Христе. Он усердно принялся искать такого человека, который объяснил бы ему весь смысл этой религии. Такой учитель нашелся: это был пресвитер Карпофор, отшельник, скрывавшийся в горах из-за свирепствовавших в ту пору гонений на христиан. И вот после нескольких бесед и наставлений Хрисанф решил обратиться в новую веру и принять от Карпофора крещение.

Познав Христа, предавшись Ему со всей горячностью молодости, Хрисанф решил открыто заявить о своем обращении. И едва минула неделя после крещения, как он уже открыто проповедовал открывшуюся ему истину о Спасителе.

Велик был ужас отца Хрисанфа, закоренелого язычника, когда он узнал, что его единственный сын – христианин. Это, по мнению язычника, безумец, который ставит себя в один ряд с презренными рабами, не дорожит никаким имуществом, предпочитает пещеру дворцам, диких зверей – человеческому обществу… Это человек, которому угрожают пытки, гонения и мучительная, позорная казнь, определяемая законами языческого государства.

Нет, не хотел такой участи своему сыну отец-язычник и решил во что бы то ни стало заставить юношу очнуться от ненавистных христианских заблуждений. В слепоте своей он не ведал, что ничем не удастся смутить душу, верующую в Бога…

Перепробовав и домашнее заключение, и всякие мирские развлечения, но не достигнув желаемого успеха, Полемий решил сблизить Хрисанфа с молодой красавицей, образованной и ревностной поклонницей богини Афины, при храме которой она и жила. Рассчитывая, что под влиянием прекрасной язычницы его сын охладеет к вере Христовой, Полемий познакомил Хрисанфа с Дарией. Когда же он высказал сыну свое пожелание увидеть язычницу невестой, Хрисанф смутился и поспешил спросить совета у епископа. Епископ ответил ему, что святой апостол Павел не только не запрещает, но даже одобряет браки между христианами  и язычниками, так как муж должен стараться обратить в истинную веру жену, а жена – мужа.

Успокоенный таким ответом, Хрисанф уступил воле отца и дал согласие на брак. До женитьбы молодые люди проводили много времени  в беседах, и Хрисанф успел так подействовать на неиспорченную душу невесты христианскими речами, что она приняла все его убеждения. Когда же они вступили в брак, Дария была уже не прежней язычницей, преданной богам своей родины, а верующей христианкой, которая понимала, что великое таинство соединяет людей ради того, чтобы поддерживать людей на пути добра, в стремлении к вечному спасению.

Вскоре после бракосочетания Хрисанфа и Дарии Полемий умер, и молодые супруги обратили свой дом в подобие церкви, где открыто проповедовали веру Христову.

Так жили они несколько лет. Многие язычники были обращены в новую веру за это время, и слава о молодых христианах докатилась до римских властей.

Прознав, что Хрисанф и Дария распространяют христианское учение, трибун Клавдий потребовал их к себе и велел придать их истязаниям вместе с другими новобранцами. Мученики твердо и мужественно сносили пытки, и  это настолько поразило Клавдия, что, припав к ногам Хрисанфа вместе со своими сыновьями, он воззвал:

– Вижу, что Бог твой истинный! Умоляю, приведи нас к Нему! Сделай нас Его рабами!

Выслушав слова Хрисанфа о всемогуществе, благости и милосердии Бога христианского, о Его близости всякому человеку, который ищет Его, трибун Клавдий и Его жена Илария с сыновьями Иасоном и Мавром, а также множество свидетелей мучений, уверовали в Христа и приняли святое крещение.

Узнав об этом, император приказал утопить Клавдия, а его сыновей и всех воинов, отрешившихся от язычества, обезглавить. Христиане похоронили их тела в пещере, возле которой совершилась казнь. Сюда, на могилу сыновей, приходила молиться Илария. Однажды безутешную мать застали язычники и хотели представить на суд, но она, умолив дать ей помолиться, припала к могиле детей и во время молитвы скончалась… Сами язычники были поражены и растроганы при виде такой кончины и позволили двум служанкам Иларии похоронить госпожу у могилы сыновей…

Между тем, Хрисанф, оставшийся невредимым после истязаний, был в оковах отведен в темницу, а Дария брошена в одно из подземелий Колизея на растерзание дикому льву… Каково же было всеобщее удивление, когда зверь лег у ног мученицы и никого к ней не подпускал… Наконец, претор, убедившись, что ничем не сокрушить терпения уверовавших во Христа, а сочувствующих им становится все больше, приказал вывести Хрисанфа и Дарию из города и зарыть в землю живыми.

Мученики приняли лютую смерть с именем Господа на устах, а на месте кончины их стали происходить чудеса.

Вскоре находившаяся неподалеку пещера превратилась в место паломничества, куда приходили христиане чествовать память мучеников и молить о заступничестве перед Господом.