Святому праведному Иоанну Кронштадскому посвящается » Православный воин - Православный воин

Святому праведному Иоанну Кронштадскому посвящается » Православный воин

Святой на Святой Руси – это чудо или закономерность? Христианин в Церкви Христовой – это чудо или должное дело? Человек в обществе людей – не обыкновенность ли?

Каждый внимательно читающий жития Святых и рассказы о жизни первых Христиан, непременно обратит внимание на то что все они были святыми и все чудотворцами. И что скорее удивляло не присутствие Дара сколь отсутствие его. Так в описании одного древнего монастыря имеется следующий знаменательный случай:

Монастырь не имел священника и по сему приглашал батюшку из дальнего монастыря для совершения Божественной Литургии.

Однажды священник придя в монастырь, нашел братию в некотором унынии. Расспросив о причине, был крайне удивлен и поражен – …братия унывала по причине долгого отсутствия дождя и происходящей от сего необычной сухости. Батюшка ни как не мог взять в толк: как это? Братия просит Бога о дожде ,а дождя нет… Что за небылица?.. Что за чудо – просить Бога и не получить просимого?! Священник от такого недоумения сел на камень и был нем и недвижим, пока братия его не расшевелила. Тогда иерей встал и сказал – да как же это, братия?.. Мыслимо ли?.. Господи! Дай Ты им дождя!..

И тут как полилось! Словно небо устало терпеть излить естественно влагу.

Обратим наше внимание на то известное свидетельство, что множество древних монастырей, находящихся в пустынях, горах, расщелинах, не имели священников. Как это произошло? И что послужило причиной уходу не малого числа Христиан из общества людей, живущих в городах и весях, и именующихся Церковью Христовою?

Причина известна: при победе Константина Великого прекратилось гонение на Христиан и восторжествовало православие, став государственной религией, тогда крестились все: и верующие, и те, кто крещение использовал для … снискания себе доверия у императора и всего крещеного общества. И вошли в Церковь люди-оборотни, далекие от веры, но имущие, зачастую, гражданскую власть, а порой и скрывающие под рясой благочестия не только язычество, но и идею низвержения самой Церкви Христовой. Вот таковыя и вытеснили из храмов Христианских и поселений тех истинных Христиан, вынужденных ради сохранения своей веры, своего стояния в воле Господней, своего послушания по повелениям Матери-Церкви, в Ея Святом Предании, бежать без оглядки, порой даже без пастырей, с семьями, и спасаться в пустынях, болотах, лесах, горах…

Но какова же церковь и каковы «христиане» остались в городах? О том же свидетельствует и житие Преподобного Марка Эфесскаго, который весьма радовался рассказу гостя о распространении веры Христовой в миру, о количествах храмов и умножении верующих. Когда же преподобный поинтересовался о том, какие творят чудеса Христиане и увидев непонимание гостя, пояснил ему: «Ну вот, если скажут они – гора, двигнися и пойди»… Только проговорил эти слова святой, как тут же, рядом стоящая гора начала исполнять повеление Человека…пошла.

«Нет, – сказал гость, поразившийся такому чуду, – о сем и не слышно в среде церковной»… И заплакал горько Святой и сказал: «Значит, нет на земле верующих».

Кто читал житие преподобных отцов Онуфрия и Пафнутия, тот увидел, сколь большое множество неизвестных пустынников спасалось «вне стана». И все они имели различные Дары.

Теперь рассмотрим время жизни праведника протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. Сей батюшка, считай, в слепую, методом проб искал путь спасения, который, как это понял батюшка (и старец Григорий Распутин), вовсе не лежит в строгости внешнеуставного церковного жития и пышного внешнего благочестия. И сколько было на пути сего искания у отца Иоанна препятствий, чинимых со стороны непонимающих его деятельности, его жития и не приемлющих вовсе спасительного пути собратьев священников и высшего духовенства. Его высмеивали, препятствовали служению (прятали антиминс), писали доносы, испытывали, следили, объявляли пребывающим в прелести (Свт. Феофан Вышинский), с разборами вызывали в Священный Синод, угрожали лишением сана. Но Бог хранил Своего послушника, а Батюшка продолжал идти по обнаруженному им Пути спасения – воскресения души. А ищущий обретает, просящему дается, толкущему отверзается: далось и сему искателю.

И вот от сего Человека с воскресшей душой, стали естественно, происходить чудеса: о. Иоанн просил и Бог исполнял, Батюшка повелевал и повеления исполнялись… Больные исцелялись, мертвые воскресали, бесы изгонялись.

Конечно же, общественность потрясли эти чудеса! Батюшку приглашали в различные уголки России, к нему приезжали издалека священники, монахи и простецы. Где бы ни появлялся отец Иоанн, вокруг него тут же собирались целые толпы людей…все желали видеть, слышать, либо прикоснуться к Святому. Всех привлекли чудеса…

Но кто внимательно изучил жизнь о Христе сего Праведника? Все мечтали иметь подобныя Дарования. Но самое драгоценное, что было у Батюшки, – это его жизнь о Христе, составляющаяся из Цели, средств достижения Цели и самого шествия к Цели.

Все очень просто! Как Прост Сам Господь: Цель – Христос; Средства достижения Цели – молитва, Причащение, богомыслие; Условие – несение Креста; и сама жизнь – упорность, непрестанность, настойчивость шествия за Христом. Но все видели и искали только чудеса. Чудеса объявляли всем о том ,что сей человек, чудотворец, обрел Истинное Житие, Путь, ведущий к Жизни…

Но всех более привлекали чудеса, нежели цель, с которой Бог попустил им совершаться. Эта же духовная болезнь съела Ветхозаветную церковь…Болезнь оказалась, однако, заразной…

Чтобы никому не было повадно подражать житию Праведника, враг Церкви – сатана внушил своим послушникам, «всеянным» в среду церковных пастырей, хулу на Духа Святаго, заключающуюся в том, что якобы Святой был избран Богом с рождения и посему все Дарования – лишь Дар от Бога. От сего выходит, что святость Батюшки не стяжалась его ревностным послушанием Богу, но всего лишь Дар Божий… Вот, дескать, Бог избрал Себе сосуд и сотворил его Святым. А вы, прочия, и не мечтайте, и не ищите, и не вздумайте подражать!

Есть душевредныя толкования Божественных понятий таких как «Богоизбранный народ… сосуд», по которым «избранность» толкуется как избрание Богом, а не избрание человеком, наделенным от Бога Даром свободы выбора: быть ему сосудом Божиим либо сосудом сатаны. Если смотреть поверхностно, то все вроде бы верно… Бог избирает Себе из Своего творения лучших по Своей воле, но если принять это толкование понятия «избранности», то получится, что ни богоотступники не виновны в том, что пропадают, ни Святые не имеют похвалы в том, что спасаются. Ибо в чем виновны первые, коли их, дескать, не избрал Бог и в чем заслуга вторых, коли их избрали быть Святыми? Тогда ни те не заслуживают наказания, ни эти не достойны наград. А от сего полное нерадение и безвыходное безразличие, как со стороны одних, так и со стороны других.

Тогда и наказания, и награды – дело не Истины, а капризных желаний … а это есть хула на Бога – Духа Святого…ересь манихейская, в коей добро и зло неизбежно присущи человеку помимо его воли.

На самом же деле «избранность» в выборе человека. Человек избирает быть ему сосудом Духа Святаго или сосудом духа нечистаго… а от сего – быть ему добродетельным или злотворящим.

Выбор человека есть, как учит Праведный Иоанн, «почерпало», которым каждый черпает себе из источника того, который избрал для себя, по своей воле. «Черпание» для богоотступников – это их неизменное пребывание в духовном падении (мертвая душа), а для спасающихся – постоянное восхождение – подвиг: по-ДВИГ, движение к Цели – Христу, участие в воскрешении Души своей. «Блажен и свят иже имать часть в воскресении первом…» Апок.20.6. … Так одни сами черпают зло, другие – добро.

Хулители доказывают свою правоту, ссылаясь на Священное Писание (иначе кто бы им поверил). Так они говорят: «Бог сказал, что горшок не может обижаться на горшечника – по что мя сотворил не в честь? Так и Бог сотворил сосуды себе одни в честь, другие не в честь». О ересь манихейская, учащая о едином источнике добра и зла, и всю вину погибели душ возлагающая на Бога.

По правде же «в честь» и «не в честь» – это различие касается внешнего положения (раб или свободь, богат или нищ, мудр или юрод…). Но каждому дан выбор внутреннего содержимаго – духа.

Еще хулители могут опереться на слова Христа – « Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас» (Иоанн15.16). На это мы ответим: да, Господь избрал себе помощников – апостолов. Но не без согласия последних. Пример тому – не согласившийся на это избрание иуда-предатель. И опять же, это избрание касалось внешнего служения Христу, Его Церкви, (пастырское послушание – патриарх, архиерей, священник, игумен…церковный сторож). На сие избрание дается и благодать.

Верное объяснение понятию «избранность» дается Самим Господом в притче о «брачном пире»Мф.22.1-14. Господин призвал на браки всех ближних своих… «и не хотяху приити…небрегше же, отидоша» (4-5). Тогда господин призвал всех и злых и добрых «нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя» (Лк.14.22), а после сказал: «Ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани мало же избранных» (Лк.14.24).

Если считать, что «избранныя» это те, кого избрал Господин, то получается, что он не всех избрал, а пригласил всех…не избранныя, естественно, не пришли, к чему тогда гнев? И в чем вина тех, кого не избрал Господин? Но Господин всех избрал, но не все «избранныя» избрали сие «избрание». То есть, всех призвал Господин, да мало кто избрал это избрание. Всех Господь искупил – все человечество, но мало кто это Искупление для себя избрал.

Всех крещенных Господь призывает быть Христианами – Святыми, но мало кто избирает… прихожане не становятся Христианами, принявшие постриг – монахами, рукоположенныя – священниками… Всех Христос призывает на Свой Брачный Пир Ангельский – Литургию, всех завет вкусить Хлеба Небеснаго, но кто избирает сие?

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев избрал Небесное звание, откликнулся на Глас Пастыря и пошел по указанному Богом пути. И это его избрание в наше время Всеобщего богоотступничества и лицемерия и есть чудо из чудес!

Кто же может именовать Святаго себе отцом? Лишь тот, кто имеет право именоваться чадом отцу. И если ты по нерадению не ведаешь жития праведника, не знаешь его духа, его учения, то как ты можешь быть его учеником? Как можешь подражать ему?…  Какое же ему ты тогда чадо? Не отец он тогда тебе… Хоть и будешь жить возле его мощей.

«Любящия Мя Мне да последуют», «Аще заповеди Моя соблюдете. Пребудете в Любви Моей» (Ин.15.9-10).

Священник Александр