Игорь, сын Черниговского князя Олега Святославовича, вступил на великокняжеский престол после смерти брата Всеволода в 1146 году. Хотя Всеволод и объявил его своим наследником, киевляне были недовольны. Поскольку дела прежнего князя были им не по нраву, и только его изворотливый ум мог до времени удерживать возмущение.
Поэтому после вступления Игоря на престол киевляне стали просить великого князя избавить их от тиунов Всеволода. Игорь обещал сменить грабителей-судей, но не исполнил обещания и тем усилил неудовольствие народа. Киевляне тайно дали знать князю Изяславу Мстиславовичу, внуку Владимира Мономаха, что они готовы признать его великим князем. Игорь узнал об этом и попросил у родичей, черниговских князей, помощи. Те торговались, требуя в награду выгодные города, и не скоро собрались на помощь. Их медлительность дала заговорщикам время обдумать и принять меры к исполнению плана. Когда Игорь наконец собрал союзников на битву, вдруг увидел, что в полках киевских развиваются хоругви Изяслава.
После неудачной битвы пленного Игоря заключили сначала в Выдубицкий монастырь, а потом в оковах отослали в Переяславский Ивановский монастырь. Так всего неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Лишенный всего, одинокий, томимый оковами, Игорь обратился к своей душе.
В прошлом мало у него было веселых дней. Брат Всеволод, восходя на киевский престол (1139), обещал Игорю Чернигов, но отдал его двоюродному брату Владимиру. Игорь не раз брался за орудие, чтобы отнять Чернигов, но успеха не имел. В 1141 году он и его брат Святослав настойчиво требовали у великого князя черниговские земли, отказываясь от Киева, хотели отнять у Вячеслава Переяславль, также обещанный им, но получили отказ. Тогда блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду.
Игорь получил во владение три города на Днепре и в 1143 году принимал участие в войне брата Всеволода с галицким князем. Мир заключили на том условии, что галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева после смерти Всеволода. Через год – опять война с галицким князем. Так проходила жизнь – в тревоге, суете, ссорах и войнах.
Отец Игоря, Олег, не был наставником благочестия, но в числе ближайших родичей Игоря были дяди Ярослав и Давид, известные своей святой богоугодной жизнью, и двоюродный бра Николай Святоша – высокий подвижник. Было у кого учиться благочестию. Потому-то Игорь даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда делал расстаться с тревожным светом. В его душе совершилась внушительная перемена. Он горько каялся в прошлых грехах. И скорбь кающейся души вкупе с тяжестью тюремного заключения истощили его силы настолько, что он стал просить милости отречения от мира у великого князя. Изяслав сжалился и велел передать ему, что тот волен поступать по собственному усмотрению. Игоря вынесли из темницы в тяжелейшем состоянии – восемь дней не мог он ни есть, ни пить. Выздоровел он лишь после пострижения святителем Евфимием. Когда нового инока привезли в Киевский Феодоровский монастырь, он попросил игумена облечь его в схиму, чтобы жить в молитве и труде. Так, став иноком Гавриилом, Игорь навсегда расстался с миром и мечтами.
Брат его Святослав не желал мириться с таким положением дел и хотел во что бы то ни стало возвратить Игоря на престо великого князя. Давидовичи же, вознамерившись отнять у двоюродных братьев их уделы, клеветой возбуждали в великом князе Изяславе ненависть к Игорю, а Святославу послали гонцов с требованием покинуть Новгород Северский и отправляться в Путивль.
Началась кровопролитная война, которая сначала шла удачно для Давидовичей, но потом с помощью сильного Юрия Святослав стал одерживать победу за победой. Тогда Давидовичи помирились с Ольговичем и хитростью хотели схватить и убить Изяслава. Однако их коварные замыслы раскрылись.
Изяслав, стоящий на Супоне, послал Давидовичам договорные грамоты, а киевлянам дал знать о кознях Ольговичей и призвал их на войну. Это было в 1147 году. Киевляне, собранные на вече, ответили согласием на призыв любимого Мономаховича и заверили князя в готовности идти за ним. Но среди общего единодушие раздавались голоса с требованием идти в Феодоровский монастырь, чтобы перед походом на Чернигов расправиться с врагом Изяслава Игорем. В толпе раздались крики: «Смерть Игорю!» – и народ повалил к монастырю. Брат Изяслава Владимир и митрополит Климент пытались вразумить толпу, но никто их не слушал. Владимир на коне помчался в монастырь, чтобы предупредить Игоря, но вынужден был в пути сделать большой крюк и не смог успеть вовремя. Игорь, стоявший в литургии, услышал, чего хочет мятежная толпа. Мысленно он уже подготавливал себя к мученическому подвигу и сейчас лишь в слезах стал молиться Господу.
Свирепые мятежники, не уважая святости храма, ворвались в церковь, схватили Игоря, сорвали с него мантию и выволокли его на площадь. Повсюду раздавались вопли обезумевших в ярости людей: «Убейте его! Убейте его!». В это время подоспел Владимир. Соскочив с коня, он разогнал толпу, накрыл Игоря своей епанчой и обратился к киевлянам с просьбой одуматься. Но, видя, что толпа неуправляема, он подхватил Игоря и с помощью боярина Михаила притащил в дом своей матери и запер ворота. Мятежники выломали ворота, избили Михаила, содрав с него крест и цепь с золотой гривной, а Игоря, избив до полусмерти, потащили на княжеский двор, к Десятинной церкви, затем положили на дровни, повезли на подол и бросили на площади. Здесь князь-страдалец и скончался.
Убийство совершилось, и народная ярость начала утихать. Вид окровавленного тела невинного страдальца образумил людей: одни стали покрывать его наготу своей одеждой, другие брали кровь мученика на исцеление себе от болезней. Убиенного князя отнесли в храм Святого Михаила, приходскую церковь новгородских купцов. Ночью явил Господь знамение: сами собой зажглись свечи над телом мученика. Утром митрополит послал феодоровского игумена Ананию совершить погребальное пение над князем в Симеоновском монастыре, построенном дедом Игоря. Игумен облек тело князя в иноческие одежды и совершил погребение. В тот же миг загремел гром, затряслась земля и над церковью поднялся столб света. Народ в ужасе воскликнул: «Господи, помилуй!».
В 1148 году черниговские князья предложили Изяславу мир, и он согласился. Однако Юрий Долгорукий заставил бежать Изяслава из Киева на Волынь. В 1150 г. «князь Святослав Ольгович перенес мощи брата своего Игоря в Чернигов и положил у Святого Спаса в тереме». С тех времен стали праздновать «память благоверного князя Игоря».
17 июнь 2013 /