Святой Климент, епископ Величский » Православный воин - Православный воин

Святой Климент, епископ Величский » Православный воин

Святитель Мефодий, архиепископ всей Моравии, предчувствуя близкую кончину, назначил своим преемником лучшего ученика Горазда, знавшего в совершенстве славянский, греческий и латинский языки. Немецкое духовенство, корыстолюбивое и испорченное романизмом, увидев, с каким рвение новый архиепископ принялся управлять доверенной ему паствой, поняло, что в нем может воскреснуть второй Мефодий, просветитель славян, и поспешило принять все меры, чтобы посадить на его место, чтобы посадить на его место Викинга. Викинг также был помощником Мефодия, но самым коварным и самым злостным его врагом. Викинг, с дурным сердцем, пропитанный ересью, старался опоить ею Святополка и других, за что  Мефодий предал его анафеме. Впоследствии и сами немцы прогнали Викинга. Но в данный момент он был им нужен, потому что немцы делали все по его желанию, совпадавшему с их намерениями. Народ чтил святителя Мефодия и дорожил его учениками, но немцы донесли князю Святополку, что ученики Мефодия распространяют в народе ложное учение, несогласное с учением папы, и недовольны властью князя. Святополк, выслушав обвиненных и обвинителей, нашел первых правыми, а последних обвинил. В то время мысли его занимала война с Арнульфом, поэтому князь предоставил духовенству романизма свободу действовать по своему усмотрению. Немцы предприняли жестокие гонения, принуждая православных принимать чужую веру, и некоторые, не выдержав, отступились от истинного Бога. Хитрый Викинг, будучи на стороне Арнульфа, сумел так обставить дело, что Святополк предоставил ему возможность действовать от его имени. Викинг велел схватить учеников Мефодия и множество других приверженцев Православия и заключить в темницу, где их продержали восемьдесят дней, подвергая истязаниям. Поняв, что от твердых исповедников евангельской истины добиться ничего не удастся, Викинг приказал выдворить их за Дунай, причем разными дорогами.

Исповедники, и среди них Климент, отправились в Болгарию, надеясь так найти себе утешение. На берегу Дуная, в селении, утомленные голодные путники нашли приют у страннолюбивого и богобоязненного человека. Едва вошли странники в дом, как у хозяина умер сын, прекрасный собой юноша, единственная радость, надежда рода. Можно представить. Как страдал отец, претерпев такое несчастье. Тюрьмой и казнью грозил он путникам. Они страдали не менее отца и решились обратиться к молитве. Чтобы утешить скорбного и гневного родителя, они сказали:

– Мы служим Богу истинному. Если же ты думаешь, что мы виновны в смерти сына твоего, будь покоен, надеемся, что Господь дарует ему жизнь.

Они помолились над отроком и – о чудо! – представили скорбному отцу живого сына. Обрадованный отец просил прощения у рабов Божьих и предлагал им все, что есть у него, в благодарность за спасение сына. Довольные его добрым расположением, они согласились принять только то, что понадобится в пути.

В Белграде исповедники явились к коменданту. Увидав, что они – рабы Божьи, и дав им отдохнуть после дальнего пути, он послал их к князю Борису, объяснив ему, что именно это именно те люди, которых он так усердно ищет. Князь Борис принял их с подобающими почестями и уважением. Выслушав их рассказ, князь сердечно поблагодарил Бога за то, что послал ему таких нужных для Болгарии учителей и проповедников веры, исповедников и мучеников. Дав преподобным одежды, приличествующие священным лицам, князь поместил их в лучшие покои и велел обеспечить всем необходимым.

Каждый день благочестивый князь Борис приходил к служителям Христовым и с благоговением слушал древние истории и сказания о житии святых. Знатные и богатые вельможи также приходили к святителям, спрашивали о нужном для спасения души и потом передавали домашним духовную пищу. Каждый просил побывать у него в доме, считая посещение учителей за освящение, веруя, что там, где побывают святители, был сам Господь. Однако проповедники больше стремились к уединению и посещали дома только по указанию и дозволению князя. Особенным расположением Бориса пользовался преподобный Климент. Ему князь доверил просвещение страны, предложил кафедру и выстроил три церкви, чтобы святитель мог учить истинной вере княжеских подданных.

И Климент не обманул надежд князя. Объезжая страну, он «и язычникам громко проповедовал спасение Божие», и всем объяснял спасительные догматы и заповеди Священного Писания. В каждом округе у него были ученики. Его никогда не видели праздным: он или учил детей, одним показывая написание букв, другим объясняя смысл написанного, или же предавался молитве, внимал чтению, писал книги. Еще при Борисе построил он монастырь Святого Пантелеймона в Ахриде. Увидав, что князь опоясал Болгарию семью кафедральными храма, он тоже решил построить в Ахриде свой собственный монастырь. Церкви, построенные Климентом, «были меньше, но по округлости казались приятнее» – красотой священных зданий святитель также привлекал болгар к благочестию.

После смерти Бориса начал княжить его сын Владимир, а через четыре года наследником всего стал его брат Симеон. Весьма наслушанный о подвигах Климента, князь Симеон пригласил преподобного к себе. Личные встречи и беседы убедили князя в высоких достоинствах святителя, и в 896 г. Климент был поставлен епископом в Велицы, на земле Дреговичей и Сакулатов, еще с VII в. начавших принимать христианство по внушению небесного вождя Дмитрия Солунского.

В период своей просветительской деятельности Климент подготовил множество учеников и, облеченный саном епископа, поставил их чтецами, иеродиаконами, дьяконами и пресвитерами. Сам же продолжал неутомимо трудиться над просвещением своей паствы. Народ и большинство клира незнакомы были с церковным богослужением и особенно с его высоким значением. Святитель учил всех, вводя строгий порядок в служение, «научал клир церковному благоустройству и всему, что касается до псалмопения и молитв, так что наконец клирики его паствы были ничем не ниже других, славившихся в этом роде». На болгарском языке не было «праздничных поучений», священники не знали греческого языка, не знали сами и не объясняли народу значения праздников, совершаемых во славу Христа и Богоматери. Климент «сочинил слова простые и понятные, на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». На болгарском языке он описал жизнь пророков, апостолов и мучеников.

Будучи уже глубоким старцем, истомленный трудами Климент хотел отказаться от управления епархией.

– Подари мне, – говорил он князю, – немногие дни, чтобы побеседовал  я с собою и Богом в монастыре моем.

Князь опечалился такой просьбой и отвечал:

– Могу ли допустить, чтобы при жизни твоей другой сидел на кафедре? Если я опечалил я тебя чем-нибудь, прости грех неведения.

Старец уступил воле князя, но вскоре заболел и, предвидя близкую смерть, оставил Болгарии прощальный подарок – закончил недостававшую триодь, ту, которая поется с новой недели до Пятидесятницы. Переселился к Господу Климент в 916 году, и священное тело его положено было в монастыре, в могиле, им самим приготовленной, на правой стороне притвора.   

08 август 2013 /