В 528 г. эфиопский царь Елезвой победил и казнил выступившего против него омиритского царя, лютого гонителя христиан Дунаана, и обратился с просьбой к александрийскому патриарху Астерию поставить архиепископом Омирита (Южная Аравия) достойного пастыря. Астерий по бывшему ему откровению возвел в этот сан дьякона Григория из Медиолана (Милана), мужа премудрого и добродетельного, хорошо знавшего Ветхий и Новый Завет. Во время рукоположения в архиепископы на Григория сошла Божья благодать – лицо его просветлело, а от одежды исходило благоухание.
Святой архиепископ Григорий совершил помазание на царство избранного Елезвоем Аврамия в столице Омиритской страныДафаре, в соборной церкви Пресвятой Троицы, и был его духовным отцом и советником. Блаженный Григорий поставил по городам страны епископов и советовал благочестивому Аврамию повелеть всем находящимся под его властью иудеям и язычникам креститься, а непокорных – преследовать. Когда вышло такое повеление, многие язычники с женами и детьми обратились ко Христу. Знатнейшие же искуснейшие в своем законе евреи, озабоченные этим распоряжением царя, собрались из всех городов страны на тайное совещание о том, что им делать, чтобы, придерживаясь старого закона, избежать преследований. По совету некого Ервана, мудрейшего учителя закона, знающего весь Ветхий Завет, они решили предложить царю и епископу Григорию провести состязание о законе. «Если убедят нас действительно, – говорил Ерван, – то тотчас после испытания сделаемся христианами, а если не убедят, то и сами познают, что несправедливо заставляют отступать от закона нашего». Просьба была принята царем, и евреям была дана отсрочка на сорок дней для приготовления к состязанию.
Между тем царь по совету блаженного Григория принял некоторые меры для улучшения гражданского быта своих подданных и общественной безопасности, а сам Григорий взял на себя заботу письменно изложить самые необходимые законы для страны. Устроены были странноприимницы, приюты для старых и нищих, обеспеченные пособиями из царской казны; сироты также содержались на государственный счет. Столичный город был разделен на тридцать шесть участков, в каждом был особый пристав со своим управлением, на котором лежала обязанность иметь список домов с обозначением границ каждого владения и вести наблюдение за поведением граждан. Подобные учреждения распространены были по всему государству. А изложение законов, составленное архиепископом Григорием, заключало 64 статьи, и было написано от имени царя. Списки законов были вручены в церкви после торжественного прочтения сановникам самим царем.
По истечении сорока дней, данных евреям для приготовления к состязанию о вере, явились они вместе с раввинами, хорошо знающими закон и приготовившимися к прениям. Происходили прения в Треллете – огромном царском дворце, в столичном городе Дафаре, на виду у бесчисленного множества народа. Когда царь со всем своим синклитом и архиепископ с книжниками и учителями закона и выставили вперед Ервана, своего лидера. Подан был знак к тишине и молчанию, и начались прения между святителем Григорием и Ерваном.
Состязание продолжалось несколько дней, и блаженный Григорий отвечал на все вопросы и доказывал ссылками из Ветхого Завета, на которых зиждется вся вера евреев, преимущества Нового Завета. В ночь перед последним днем состязания Ервану во сне было видение: Моисей со страхом стоял перед Христом и кланялся Ему, а Ервану предсказал, что в наступающий день он будет побежден. Хотя и смущенный этим видением, Ерван все еще надеялся на победу.
С наступлением дня снова начались прения. С помощью Духа святого, действовавшего устами святителя, сторона противников ослабевала, а христианская одолевала. Святителю нужно было подтвердить истину своих слов силой веры и чудесным знамением, так как после того, как святитель показал несовершенство Ветхого Завета, Ерван воскликнул:
– Для чего тратить время в длинных рассуждениях и гаданиях? Архиепископ! Если хочешь, чтобы я без лукавства уверовал в Иисуса твоего и признал Его истинным Богом, покажи мне Его живого, чтобы я видел Его и говорил с Ним! Тогда только признаю себя побежденным и стану христианином!
Архиепископ, видя, что Ерван говорит искренне и нелицемерно, сказал ему:
– Великого ты просишь, и не с человеком споришь, а с Богом. Но для уверения вашего и утверждения верных может Господь и это сделать. Скажи мне окончательно, какого заверения и свидетельства желаешь.
Ерван отвечал:
– Умоли своего Владыку, если Он на небесах, сойти сюда и говорить со мной! Если будет так, я тотчас уверую в Него и крещусь.
Архиепископ, обратив внимание на величие дела и видя твердость противников, уповал на Господа и думал, что если не помолиться Владыке Христу об исполнении их просьбы, то противники восторжествуют, и евреи, как победители, будут поносить христиан. И сказал евреям:
– Если угодно будет Христу моему, то, без сомнения, покажу его вам. Но знайте, что если покажу Его вам, и вы не захотите веровать в Него, то немедленно погибнете от меча. А если я не смогу умолить Господа моего, то можете поступать как вам угодно.
Услышав это, евреи и печалились – не хотелось им принимать Христову веру, – и радовались в надежде, что Григорий не покажет Христа, и тогда они останутся свободными в своей вере. А Ерван и другие учителя закона рассуждали: «Никоим образом невозможно, чтобы человек, отцами нашими преданный на смерть, умерший и положенный в гроб, потом украденный своими учениками, жив был и теперь, больше чем через пятьсот лет».
А святой Григорий, помня обещание Господа: «Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мтф. XVII, 20), твердо веря в Него, встал со своего места и отступил немного в сторону для молитвы. Царь же со всем верующим народом дивился его великому дерзновению и вере и со страхом ожидал, что последует. А святитель трижды поклонился до земли, распростер руки и долго молился. И в молитве вспоминал все тайны воплощения Бога и всю Его земную жизнь, распятие и смерть, воскресение и вознесение на небеса. Наконец сказал:
– Яви Себя, Владыка, этим окаменевшим чувствам и ослепленным злобой людям, яви себя ради славы святого имени Твоего! Пусть своими очами узрят они животворное Твое человечество, в которое ради нас, смертных, Ты облекся и с ним вознесся на небо! Чтобы они, увидев Тебя, уверовали в Тебя истинного Бога, и в пославшего Тебя истинного Отца, и в Святого Духа Твоего!
Когда он окончил молитву, внезапно затряслась земля, раздался гром с востока, так что все пали от страха. Когда же поднялись и обратили взоры к востоку, то увидели отверстые небеса, из которых сходило к земле светлое облако с огненным пламенем и солнечными лучами, а среди облака был виден муж прекраснейший, Господь наш Иисус Христос, ликом неизреченно сияющий и в одежде молниезрачной, постепенно приближаясь к земле. Стал близ архиепископа вверху облака, локтей на двести от земли, так что все Его видели. От страха славы Его, как некогда ученики на Фаворе, пали все ниц на землю, от мала до велика. Евреи хотели в ужасе убежать, но невидимая сила Божья удерживала их на месте. Архиепископ громким голосом сказал Ервану:
– Вот Ерван Тот, о Котором ты слышал от меня. Смотри на Него и уверься. Что един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь!
Но Ерван будто онемел. И пришел глас от Господа: «Ради молитв епископа исцелит вас Распятый отцами вашими!» И от гласа того, как некогда Савл на пути в Дамаск, осиянный светом с неба и потрясенный голосом свыше, пал на землю и с открытыми глазами никого не видал, так и евреи ослепли, хотя глаза у них были открыты, но ничего не видели, потому что скорбели и горько рыдали.
Между тем светлое облако скрыло Господа, а царь и все христиане взывали вслед: «Господи, помилуй!». Архиепископ лежал на земле лицом вниз и со слезами молился. Ослепшие евреи взывали к Ервану:
– Горе нам, учитель! Что будем делать?
А Ерван спросил:
– Мы одни ослепли, увидев Бога христианского, или христиане тоже?
Некоторые из христиан, услышав это, сказали:
– Мы благодатью Господа нашего хорошо видим и теперь даже лучше, чем прежде; слепы только вы – за упорство и неверие ваше.
И все евреи во главе с Ерваном обратились к архиепископу с просьбой об исцелении. Лишь только таинство свершилось, прозрели евреи – и телом, и душой.
Так Омиритская страна озарилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только евреи, но и язычники.
Святой Григорий, сотворив многие знамения и чудеса во славу Божью, окончил свой путь на земле 19 декабря 552 года.
31 декабрь 2013 /