Ликиний, управляющий Восточной Римской империей, в то время как Константин был властителем на Западе, в первое время соблюдал мир со своим соправителем; он даже издал несколько указов в пользу христиан. Утвердившись же в своей власти, открыто встал на сторону язычников и предпринял гонения на христиан в областях, находившихся под его управлением.
В это время многие женщины-христианки сделались жертвами его беспутного нрава. Между прочими он обратил свое внимание на молодую девушку по имени Глафира, находившуюся при дворе его супруги Констанции. Он поручил царедворцу передать Глафире, что она ему очень дорога и он желает жениться на ней, а свою супругу готов удалить.
Оскорбленная и униженная таким предложением чистая христианка поспешила сообщить обо всем императрице и просила защитить о нечестивых замыслов Ликиния. Чтобы спасти молодую девушку от преследований Ликиния, Констанция распустила слух, будто Глафира заболела и умерла, а между тем тайно удалила ее из Никомидии. Переодетая в мужское платье, сопровождаемая верными служителями, Глафира после продолжительного путешествия прибыла в понтийскую Амасию. Этот город так понравился девушке, что она пожелал здесь остаться. Вместе со своими спутниками она случайно познакомилась с местным жителем-христианином Квинтием, который предложил им помещение у себя в доме и познакомил с другими собратьями по вере, жившими в городе, и с самим епископом Василием, всеми уважаемым за его святую жизнь. Когда Глафира рассказал ему о причине, заставившей ее уехать из Никомидии, епископ посоветовал ей избегать всяких знакомств, опасаясь, что если какой-нибудь неосторожный разговор выдаст, кто она на самом деле, то ни ей самой, ни другим христианам в городе не избежать преследований.
И все же, несмотря на это предупреждение и всяческие предосторожности, опасения епископа оправдались. В это время он был занят постройкой первой христианской церкви в Амасии. Глафира отнеслась к делу с полным сочувствием, пожертвовала на храм все богатые подарки, которыми наделила ее Констанция при расставании, и отправила императрице письмо, в котором, извещая, где и как она устроилась, просила дать средства для завершения строительства церкви. Констанция прислала в церковь щедрые дары и при этом сама написала Василию, прося его не оставлять своим покровительством Глафиру…
Эта переписка была открыта при дворе Ликиния, и, когда императору обо всем доложили, он приказал немедленно привести в Никомидию Глафиру и епископа Василия. Но случилось так, что, прежде чем его повеление дошло до Амасии, Глафира скончалась. Василия же в оковах повезли в Никомидию, за ним последовали и преданные ему клирики Парфений и Феотим. По прибытии в Никомидию Василий был заключен в темницу, а клирики его поселились поблизости, в доме христианина по имени Ельпифидор. Этот благочестивый человек сумел с помощью денег уговорить тюремного сторожа пропускать его и клириков к Василию.
Накануне того дня, когда епископ должен был явиться на суд, он в присутствии своих друзей провел всю ночь в молитве и чтении псалмов.
На суде он с твердостью возражал на все обвинения и отказался от помилования, предложенного ему на том условии, что он отречется от Христа. Тогда ему вынесли смертный приговор. Идя на казнь, он пел псалмы. Молился о верующих и о прекращении язычества. Потом, обратившись к палачу, сказал: «Исполни, друг, приказанное тебе!» — и преклонил под меч свою голову.
08 май 2013 /
Похожие новости
Анфим, представ перед гонителями, твердо исповедовал свою веру, не дрогнул перед истязаниями и был казнен Проконсул написал на доске: «Фасцию Киприану отсечь голову мечом». «Благодарение Богу!» — радостно воскликнул Киприан и спокойно пошел на казнь. Множество народа последовало Язычники не выдержали — напав на ненавистного епископа ночью, они зверски избили его и бросили, едва живого. Когда рассвело, святителя подняли христиане и бережно перенесли в дом, но прожил он всего Мученик был осужден на сожжение. Окруженный пламенем костра, он громко и радостно воскликнул: «Благословляю Господа! Хвала Ему всегда в устах моих!» Народ, прослышав о необыкновенном спасении мученика, пришел в волнение и хотел побить камнями мучителей. Возбуждение толпы усилилось, когда Сикст сразил бросившегося на него с мечом язычника и тот