СВЕЧА ПЕРЕД БОГОМ » Православный воин - Православный воин

СВЕЧА ПЕРЕД БОГОМ » Православный воин

Однажды во времена небогатой студенческой юности вышла я из Всехсвятского храма на Соколе и увидела истощённую беременную женщину, протягивающую ко мне прозрачные безсильные руки. Рядом стояли два замурзанных худющих малыша. Говорят, что первое движение православной души всегда от Ангела. И отдала им кошелёк с деньгами, которые я собиралась пожертвовать для церкви. Значит, целый месяц ни одной свечи и записочки? Духовник успокоил меня словами свт. Петра: «Отдай нищему всё до копейки. А сам стой в храме как свеча перед Богом».

Он и сам с ранних лет именно так стоял перед Богом в постоянной молитве. Единственное, что омрачало детство этого доброго, сострадательного мальчика, будущего митрополита, была неспособность к учению, плохая память, косноязычность. Его знатные благочестивые родители, имевшие знак от Пресвятой Богородицы, что их сыну предречено великое будущее, недоумевали, почему боголюбивый отрок успевает хуже всех. В житии свт. Петра много общего с прп. Сергием Радонежским. Оба поначалу плохо учились, страдали от этого и получили свои необыкновенные способности прямо из рук Божиих.

«Однажды увидел он во сне, что пришёл некий муж во святительских одеждах, благословил его и сказал: «Чадо, отверзи уста твои!»». После этого Петр показывает блестящие способности, опережая всех сверстников. Всё Священное Писание он с детства знал наизусть. В душе Петра поселяется полное доверие к Богу и благоговение перед Церковью, которой он будет служить до своего последнего часа.

Родители не противились, когда их 12-летний сын ушёл в монастырь на Волыни. Там наравне со взрослыми иноками выполнял трудные послушания: «носил дрова и воду, мыл братии власяницы» (из жития свт. Петра). Первым приходит Петр в храм и последним уходит. Стоит на службах благоговейно, не прислоняясь к стене. Его быстро рукополагают во пресвитера. И открывается ещё один талант будущего митрополита. Он оказывается выдающимся иконописцем. Памятниками его таланта являются находящиеся по сей день в Успенском соборе Московского Кремля Богородичные иконы: Успение Божией Матери и Петровская.

Родители дают деньги сыну для основания новой уединённой обители на берегу реки Рать. Но вскоре там собирается много иноков. Лишённый гордыни блаженный Петр не жаждет священнической славы, а хочет лишь предаваться иконописным трудам и молитвам в своём монастыре, где все его любят. Житие рассказывает, что «святой был добр, незлобив, считал себя последним из всех, поучал с кротостью, усердно подавал милостыню».

Свт. Петр всегда очень жалел больных. На вопрос, можно ли больному человеку сидеть в храме, он, ни в чём не делавший себе послаблений, отвечал, что можно. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах!

Явившись для благословения к прибывшему в 1283 году из Константинополя для управления Русской Церковью греческому митрополиту Максиму, Петр дарит ему собственноручно написанную икону Пресвятой Богородицы и очаровывает владыку умом, смирением и талантом. В 1304 году митрополит Максим отходит ко Господу, и начинаются распри по поводу того, кто же станет главой Русской Церкви. На место первого русского митрополита при поддержке своего князя претендует Владимирский игумен Геронтий. А могущественный Галицко-Волынский князь Юрий считает, что митрополитом может стать только Петр.

Геронтий, захватив написанную Петром икону, святительское облачение и пастырский жезл, срочно отплывает в Константинополь к патриарху Афанасию. Но пути ему нет, буря мотает его корабль, сама Царица Небесная является в видении гордецу и объявляет, что править Русской Церковью будет Eё избранник. Надо ли говорить, что после этого именно Петр в 1308 году становится митрополитом. Однако епископ Тверской Андрей вовсе не рад приезду свт. Петра во Владимир, где находится кафедра. Он начинает распространять о праведнике Петре клеветнические наветы, да и владимирский князь строит против него всевозможные козни. Зато рады святителю другие города и княжества, которые он усердно посещает. И особенно — Московское.

Повсюду сеял он доброе, вечное. Призывал народ к хранению православной веры, а безконечно враждовавших друг с другом князей — к примирению и единству. В 1312 году безстрашный подвижник отправился в Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

Московский князь Иоанн (внук св. блг. князя Александра Невского и сын св. блгв. князя Даниила) становится духовным сыном митрополита Петра. Украшенный множеством добродетелей, внимательный к духовенству и нищему люду, он был прозван в народе Калита — денежный мешок. У князя действительно был внушительный кошель с деньгами, которые он щедро раздавал бедным.

Иван Калита предлагает свт. Петру официально перенести митрополичью кафедру в Москву. Митрополит соглашается, но ставит условием своего переезда построение в Москве каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. И предрекает, что после этого князь и Москва будут прославлены вовеки. В ней будут жить знаменитые святые!

Провидев близкую кончину, святитель сам соорудил себе каменную гробницу в алтаре строящегося храма. И стал раздавать щедрую милостыню нищим, монастырям и духовенству. В последние дни своей жизни он завещает тысяцкому Вельяминову все оставшиеся у него средства — на строительство собора.

3 января 1326 года, после вечерней службы, свт. Петр воздел руки к небу и отошёл ко Господу. Хоронила и оплакивала святителя вся Москва. У гроба сразу же начали совершаться многочисленные исцеления, и спустя 13 лет состоялось прославление в лике святых. Отныне у гроба свт. Петра князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому. Здесь избирались русские первосвятители.

Нетленные мощи свт. Петра уцелели при набеге Тохтамыша, разорившего гробницу, в период нашествия поляков, похитивших серебряную раку, и затем при вторжении Наполеона, приказавшего вскрыть гробницу святителя в поисках драгоценностей.

Василиса Снегирёва,

«Русский Дом»