Стефан, епископ Пермский » Православный воин - Православный воин

Стефан, епископ Пермский » Православный воин

Епископ Пермский Стефан принес свет христианской религии Язычникам-зырянам Малой Перми в XIV столетии.

Апостольская стезя была уготована Стефану еще до рождения. Когда его мать Мария, дочь причетника одной из церквей Устюга, была еще трехлетней девочкой, то к ней однажды обратился живший в то время в Устюге блаженный юродивый Прокопий и, поклонившись малютке, сказал: «Вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского».

Эти слова показались тогда устюжанам непонятными и загадочными; они знали, какой народ жил с ними тогда по соседству. Это были закоренелые язычники, поклонявшиеся идолам, деревьям, камням, огню; они находились во власти волхвов и кудесников. Между тем, не прошло и полвека, как исполнились слова прозорливого праведника, и Стефан, сын Марии, вышедшей замуж за церковнослужителя, воспитанный в любви к Богу благочестивыми родителями, исполнил предсказанное ему великое дело…

Стефан с детства отличался хорошими способностями, охотно учился. Он не любил развлечений и все больше привязывался к изучению Священного Писания. Достигнув юношеского возраста, он отправился в Ростов и поступил в монастырь. Здесь Стефан ревностно исполнял все иноческие обеты, с неутомимым усердием изучал Священное Писание, учился также богословию и восточным языкам. Вскоре он был посвящен в сан иеродиакона и провел в монастыре десять лет, совершенствуя свою душу добродетелями и обогащая ум свой познаниями.

По мере того, как Стефан возрастал духовно, в нем росло желание посвятить себя служению людям. Он неотступно молил Бога показать ему верный путь, и однажды среди молитвы ему пришло на ум сделать просветителем диких, невежественных идолопоклонников, живших по соседству с его родным краем. Он вспомнил о зырянах, с которыми встречался, когда они бывали в Устюге по торговым делам. И вот он пожелал научить вере этих грубых язычников. Их язык был знаком ему с детства, но он взялся изучить его настолько, чтобы суметь передать зырянам христианское учение. Вскоре он изобрел азбуку и перевел на зырянский язык самые главные из богослужебных книг. В 1379 г. Стефан отправился в Москву, чтобы испросить на задуманное дело благословение святителя Алексия. Но он уже не застал святителя в живых и по указанию временно управлявшего делами Церкви архимандрита Михаила обратился к коломенскому епископу Герасиму для рукоположения его в иеромонахи.

– Благослови меня, владыка, идти в языческую страну Пермь, – сказал Стефан, преставившись Герасиму и припадая к его ногам. – Хочу идти учить святой вере людей неверных. Или приведу их к Господу, или сложу голову за Него.

Престарелый епископ подивился смелому предприятию Стефана и, разглядев истинное призвание молодого инока, подкрепил и воодушевил его на подвиг беседой, а затем, рукоположив в иеромонахи, снабдил всем необходимым и отпустил с молитвой и благословением.

И отправился Стефан в путь – до Вологды и оттуда по воде – реками Сухоной и Северной Двиной до Вычегды, где начинались поселения зырян. Здесь он сделал первый шаг к сближению, заговорив с ними на их родном языке. Зыряне по-доброму относились к преподобному до тех пор, пока он не начал объяснять им ложность их убеждений и истину христианской веры. Услышав такие речи, они восстали и хотели прогнать проповедника как хулителя их богов. Однако мало-помалу Стефан своими увещеваниями начал открывать доступ к их сердцам. Язычники стали понимать ничтожество истуканов, внимательно слушали рассказы о Христе и соглашались принимать святое крещение. Таким образом почти все население обратилось в христианскую веру. Стефан возблагодарил Бога за этот первый успех, поставил среди селения крест, устроил часовню и отправился дальше, вверх по течению Вычегды, взяв с собой некоторых из новопросвещенных людей. За короткое время Стефан обратил в христианскую веру население на двести верст вокруг.

Одним из препятствий к быстрому успеху проповедей Стефана было почитание народом так называемой «прокудливой березы», стоявшей на возвышенном месте неподалеку от главного селения зырян. Возле этого высокого дерева в три обхвата толщиной язычники собирались для принесения в жертву березе самой лучшей добычи охотников. Проповедник поселился в келье неподалеку и при каждом собрании народа вокруг дерева обращался к людям и учил их истине. Однако, видя, что суеверия очень крепки, Стефан решился уничтожить этого идола. Он срубил и сжег березу, хотя и знал, что возбудит этим ярость в народе. Так и случилось. Узнав о гибели своего божества, зыряне были готовы растерзать Стефана. Он же спокойно выслушал их брань и угрозы и, не возражая никому, углубился в молитву, приготовляясь к предстоящему подвигу. Такая кротость и неустрашимость поразили дикарей. Некоторых из них удержал страх, что за убийство посланника придется держать ответе перед Москвой. Волнение мало-помалу затихло, и тогда Стефан обратился к народу с такими словами:

– Судите сами, сильны ли ваши боги, если они не могут защитить себя от огня? Какие же они боги, если они так немощны? Не таков Бог христианский. Он все видит, все знает, все может. Он создал весь мир, Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, говоря об истинном Боге. Верьте, что Он любит тех, кто искренне почитает Его!

Эти слова сильно подействовали на простые души зырян. Многие обратились к вере Христовой, и Стефан решил на том самом месте, где росла «прокудливая береза», церковь. Храм был освящен во имя архангела Михаила – низложителя духов тьмы. В первой церкви, построенной Стефаном при устье Выми в честь Благовещения, уже совершалось богослужение на зырянском языке. Стефан сам учил детей часослову, Псалтыри и другим церковным книгам, которые он перевел на зырянский язык еще в Ростове. Число просвещенных все умножалось, и в благодарность Богу за успех своего дела Стефан соорудил еще один храм в честь святого Николая Чудотворца.  

Быстрое распространение христианства возбудило опасение и злобу волхвов, привыкших держать народ в своей власти. Наконец против таких нововведений восстал главный жрец и старейшина вымичей Пама.

– Почему оставляете отцовскую веру? – сурово обратился к почитавшим его зырянам, устрашенным его появлением в Усть-Выми. – Как можете вы слушаться человека, пришедшего из Москвы, угнетающей вас податями? Разве от Москвы может быть какое-либо добро? Не оттуда ли тиуны и приставники, дань и  насилие? И кого слушаете? Молодого и неизвестного московитянина, который годится мне во внуки, тогда как я – ваш отец и по возрасту, и по крови… Не слушайте пришельца и сохраняйте веру отеческую, чтобы не прогневить богов…

В горячем споре со Стефаном жрец говорил:

– У вас, христиан, один Бог, а у нас много помощников – и на суше, и на воде. Боги сообщают нам в волхвовании вести и тайны, недоступные вам…

– Истинный Бог – один, отвечал христианский проповедник и без труда опроверг все возражения Памы, который после долгих споров предложил наконец в доказательство истины своей веры пройти сквозь огонь и воду, требуя того же и от Стефана.

– Я не повел ваяя стихиями, – отвечал смиренный Стефан, – но христианский Бог всесилен, поэтому я иду за тобой.

Состарившийся в обманах языческий жрец затрепетал от неожиданности и страха и, видя готовность Стефана, сам стал отказываться перед народом от своего предложения.

– Вы все свидетели, – обратился тогда Стефан к собравшейся толпе, – ваш жрец сам потребовал решить огнем спор о вере, а теперь отказывается… Кем же считать его, что с ним делать?

– Обманщика предать смерти! – закричал народ. – Если оставить Паму в живых, то он сделать тебе много зла…

– Нет, – отвечал проповедник, – Христос послал меня учить людей, а не предавать смерти. Пама не хочет поверить учению Христову, так пусть же его упорство и накажет его, но не я. Чтобы не смущал народ ложным учением, не сеял плевел на чистой ниве Божьей, его следует удалить из здешней страны.

Народ послушал учителя и с бесчестьем выгнал жреца. Пама со своими сообщниками удалился на Обь и, поселившись у береговых остяков, основал селение Алтым. В благодарность за победу над Памой Стефан построил храм во имя святого Николая на Вишере.

После этой победы все население Перми, избавившись от векового гнета жрецов, спешило в Усть-Вымь принять христианскую веру. Стали строиться новые церкви. Церковная утварь выписывалась из Великого Устюга, где в то время процветала торговля, и таким образом о проповеднике узнали устюжане – имя Стефана напомнило всем о предсказании, сделанном его матери в детстве… И, пораженные чудным исполнением слов чтимого всеми праведного Прокопия, христиане всех сословий спешили жертвовать на украшение храмов. Многие духовные лица устремились в Пермь, чтобы трудиться рядом со Стефаном.

В 1383 г. Стефан отправился в Москву, чтобы испросить епископа для новообращенных. Великий князь Димитрий Иоаннович и митрополит Пимен вместе с собором епископов присудили самому Стефану занять епископскую кафедру в Перми. Получив посвящение, наделенный от великого князя и москвичей дарами в пользу новоустроенной епархии, новый епископ отправился в обратную дорогу. На протяжении всего пути жители торжественно встречали святителя, а в Устюге еще задолго до прибытия Стефана из всех окрестных селений собрался народ, жаждущий получить его благословение. Встретив радушный прием  в родном городе, Стефан поспешил в Пермь.

Велика была и радость зырян при встрече с отцом-святителем. Со слезами они припадали к нему и целовали его одежду.

Стефан основал первый в Перми монастырь – Архангельский, просуществовавший до 1764 г. Здесь поселил он престарелых зырян и стал их наставником в подвижнической жизни.

Однажды на Пермскую землю напали вогуличи. Разоренный ими и устрашенный народ бежал искать спасения в Усть-Вымь. Стефан, сделав распоряжения для защиты церквей, сам в то же время совершал моление о Божьей помощи, обходя город с крестным ходом, чтобы ободрить и воодушевить народ. Не дожидаясь пришествия врагов, он сам выехал к ним навстречу.  Вогуличи издали завидели ладьи зырян и впереди всех Стефана в его святительском облачении, которое горело огнем и так поразило язычников, что они, приняв преподобного за страшного волхва, с ужасом обратились в бегство и никогда больше не осмеливались подходить к владениям туна – чернече Степе…

Только отвадили вогуличей, пришлось защищаться от новгородской вольницы. В 1386 г. Стефан съездил в Новгород и добился того, что вече постановило «удовлетворить жалобы епископа, представить виновных на суд, а всей новгородской вольнице запретить касаться впредь пределов Усть-Вымской епархии». Кроме того, было выдано вознаграждение за убытки, нанесенные зырянам.

В голодные времена в Пермском краю Стефан всеми силами старался облегчить народное бедствие: выписывал хлеб из Устюга и Вологды, предоставил народу свои собственные житницы; испросил у московского князя временные льготы в уплате податей. Великий князь Димитрий Иоаннович простил народу недоимки прошлых лет и освободил от подати на весь следующий год.

В 1390 г., вызванный в Москву на собор по церковным делам, Стефан возвратился в Пермь с богатыми дарами от великого князя и бояр, которые он употребил на построение странноприимного дома при Архангельском монастыре.

В 1392 г. Стефан оградил зырян от грабительских набегов вятичей, которые, будучи разоренные татарами, ожесточились и стали нападать на пермские селения, чтобы возместить свои убытки.

Еще Стефан оказал услугу Пермскому краю, положив конец разбою атаману Корт-Айки, наводившего ужас на все селения.

В 1396 г. Стефана снова вызвали в Москву по церковным делам. Силы святителя были уже подорваны чрезмерными трудами, и трудный продолжительный путь окончательно их истощил. Приехав в Москву, Стефан захворал и скоро почувствовал приближение кончины. Приобщившись Святых Тайн, спокойно и радостно взирая на окружающих его, с молитвой на устах праведник предал Богу свою душу.

Велико было горе народа, когда весть о кончине Стефана дошла до Пермской земли. Инок Епифаний, трудившийся под руководством Стефана, описал позже его жизнь в сочинении «Плач земли Пермской». 

08 май 2013 /