Самоотверженость и верность клятве воинов Древней Руси » Православный воин - Православный воин

Самоотверженость и верность клятве воинов Древней Руси » Православный воин

Много веков назад весомо и гордо зазвучало имя “Русь”, вышло на историческую арену новое государство, вызывая уважение у друзей и ненависть у врагов. Свою Родину наши предки всегда защищали мужественно и стойко. “Сей народ, – писал о них византийский историк Лев Диакон, – отважен до безумия, храбр и силен”. Со времен общинно-родового строя перед решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми воинами.

 М. Авилов. Поединок Пересвета и Челубея

Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение “по отцу и сыну честь” точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью “за други своя”.

Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства – целовали крест.

Б. Ольшанский. Битва дружины Святослава на Днепровских порогах

До нас дошло немало фактов высочайшей самоотверженности русичей, их верности данному слову. В историю русского военного искусства яркой страницей вошло сражение войска киевского князя Святослава в 971 году с армией византийского императора Цимисхия у крепости Доростол. Превосходящие силы византийцев два месяца осаждали крепость. Перед решающим сражением Святослав обратился к воинам: “Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут”. Воины ответили князю: “Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим”. Они сдержали свою клятву и с честью вышли из кровопролитного сражения. Цимисхий вынужден был заключить почетный для Святослава мир. Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.

Одним из первых русских документальных источников, в котором заложены требования воинской дисциплины, стало “Поучение” Владимира Мономаха. В нем даны рекомендации по ведению разведки, организации лагеря, управлению войсками и т.д. В “Поучении” Мономах наставлял потомков: “На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Сторожей сами наряжайте, и ночью со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело”. Особый акцент делал на взаимоотношения воинов: “…при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными и младшими в любви пребывать”.

В. Маторин Ледовое побоище

Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения. Дружинники были связаны клятвой на верность князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому князю или “удалиться на покой”. Но с момента выступления в поход вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, – изменник и перебежчик. Он становился изгоем или карался смертью. В бою дружинники бились упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. “Меча изломавшие, и руками начаша битися”, – писал о них летописец.

Для ополченцев, набранных из простого народа на период боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за правое дело.

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле

Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва. На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти исключительно из ополченцев. “Пешая русская рать, – донесли до нас летописи, – аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху”. Полк погиб почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца. Исход битвы решил засадный полк, состоящий из конных княжеских дружинников. Им, профессиональным воинам, было нестерпимо больно оставаться безучастными свидетелями гибели в бою товарищей. Но, повинуясь приказам князя Андрея Серпуховского и воеводы Боброка, дружинники, сохраняя высокую выдержку, дождались переломного момента битвы и нанесли стремительный удар в тыл и фланг войску Мамая.

Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству.

П. Попов. Удар Засадного полка в Куликовской битве

В средние века в русском государстве начинают вырабатываться нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих, требования к воинской дисциплине. В 1571 году при Иване Грозном был утвержден “Боярский приговор о станичной и сторожевой службе”. В нем не только были определены основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение служебных обязанностей. В этом документе вопросы организации службы ставились очень жестко: “А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая… А станов им не делати, а огни класть не в одном месте…, а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!”. Небрежность в организации службы могла обернуться большой бедой для всего государства, поэтому “Боярский приговор” предусматривал: “А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учиница война, и тем сторожем быти казненным смертью…”. В то же время жесткая регламентация сочеталась с большой самостоятельностью военнослужащих. Подчеркивалось, что в рамках общих положений станичники вольны “ехати, которыми местами пригоже”, действовать “посмотря по люди и по делу”, самостоятельно решать, как будет “податнее и прибыльнее”.

Основные положение “Боярского приговора” действовали более ста лет.

06 апрель 2013 /