Во все века Русская Православная Церковь благословляла своих чад на защиту Отечества на вооружённую борьбу за свободу и независимость Родины. Так было в 1380 году, когда преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского и всё русское воинство перед исторической битвой на поле Куликовом. Так было в годы Смутного времени, когда Церковь и её лучшие представители вдохновляли православный народ на изгнание в 1612 году польских и шведских завоевателей. Так было и после вторжения в пределы России 600-тысячной армии Наполеона, кичившегося своей непобедимостью.
6 (18) июля 1812 года, в тяжёлые для России дни, Александр I обратился с воззванием ко всем своим подданным: «…Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда тёплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров! Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют!»
Это был призыв к общенародному сопротивлению иноземным захватчикам. И народы многонациональной России на этот призыв откликнулись. Вместе с русскими, белорусами и украинцами за оружие взялись татары, башкиры, мордва, удмурты, калмыки, казахи, зыряне, многие другие народы. Свой весомый вклад в победу внесли представители всех традиционных для России религий. Но надо понимать, что тогда из 42 млн. жителей России подавляющее большинство составляли православные христиане. Поэтому так велика значимость деяний именно Русской Православной Церкви во времена Отечественной войны 1812 года.Велик был материальный вклад Церкви. В связи с началом массового формирования народного ополчения 1,5 млн. рублей (огромная по тем временам сумма) из общецерковной казны пошли на оснащение полков в Московской и Санкт-Петербургской губерниях. Помимо этого, всё духовенство были призвано к пожертвованию деньгами и драгоценными вещами. В результате дополнительно Церковь собрала более 900 тысяч руб. и почти тонну серебра. Святейший Синод разрешил причетникам (низшим священнослужителям) и семинаристам вступать в полки народного ополчения и взять в руки оружие для защиты Отечества. Более 400 из них стали ратниками.Но всё же главным было другое. Это историческая миссия Русской Православной Церкви как единственной в то время силы, которая смогла вдохновить православный народ России всех сословий, сотни тысяч солдат и офицеров армии, ратников народного ополчения на самоотверженность и подвиги в борьбе с иноземными врагами, покусившимися на родные города и сёла, на семьи, матерей, жён и детей, на святую веру дедов и отцов.Реальность была такова, что в России начала XIX века (как, впрочем, и во всей Европе) набор средств массовой информации и коммуникации был довольно ограничен. Это сейчас, в XXI веке, новости со всего мира практически мгновенно распространяются с помощью Интернета, радио и телевидения. Через эти же СМИ на людей оказывается мощное идеологическое и политическое воздействие, а огромные массы населения в кратчайшие сроки могут быть духовно мобилизованы в случае возникновения опасности для Отечества.В 1812 году десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, жившими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах. К тому же подавляющее большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков».Вслед за Высочайшим манифестом Александра I от 6 июля 1812 года Святейший Синод обратился ко всем православным со специальным воззванием, в котором говорилось о том, что вторгнувшийся враг «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих… простирает хищную руку». Церковь призвала всех православных «принять оружие и охранять веру отцов».Это воззвание Святейшего Синода было оглашено во всех храмах в первые воскресные и праздничные дни после объявления манифеста императора Александра I от 6 июля, а затем активно использовалось в регулярных проповедях священников, обращённых к народу, армии и ополчению.К 1812 году в России было более 26,7 тысячи православных церквей и 452 монастыря. Почти 35 тысяч священнослужителей в своих проповедях призывали к защите Отечества. В своей массе население не пошло на сотрудничество с оккупантами, отказывалось снабжать их продовольствием и фуражом, стихийно возникали партизанские отряды, истреблявшие и пленявшие иноземных захватчиков.Буквально в течение 1-2 месяцев в 17 центральных губерниях были сформированы десятки полков народного ополчения общей численностью около 250 тысяч ратников. Вместо военных знамён в полках народного ополчения были церковные хоругви, а на шапке каждого ратника был нашит христианский крест.Особо надо сказать о военных священниках и об их ратном подвиге. В каждом полку русской регулярной армии и народного ополчения были священники, честно делившие с солдатами и офицерами все тяготы и невзгоды войны, шедшие вместе с ними на смертный бой. Всего в Отечественной войне участвовали около 200 армейских православных священников, а каждый полк имел свою походную церковь и, как правило, свою чтимую икону, покровительницу воинской части. В 1812-1814 годах более 50 армейских священников погибли в боях и умерли от ран и болезней.Главной задачей военных священников было объяснить воинам священный характер этой войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Каждый солдат должен был твёрдо знать, что любой погибший в этой справедливой войне – герой, и для соотечественников, и для Церкви. Тысячи ратных подвигов православных воинов были лучшей оценкой деятельности священников в войсках.Современники отмечали огромное уважение и любовь, которыми пользовались военные священники у однополчан. Об этом, в частности, свидетельствовали рапорты о награждениях священнослужителей, которые нередко подписывали все без исключения офицеры полка. Семь армейских священников были награждены орденами святой Анны, а ещё три получили ордена позднее. Золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте были награждены 10 полковых священников. Многие десятки из них получили церковные награды. После окончания войны все полковые священники, участвовавшие в боях, были награждены серебряной медалью, учреждённой в память войны 1812 года. Это была не только оценка их личного мужества, но и признание неоценимых заслуг всей Русской Православной Церкви, её вклада в Победу.Но был представитель армейского духовенства, имя и подвиги которого во время Отечественной войны 1812 года навсегда останутся в памяти людей как самые яркие символы самоотверженного служения Богу и Отечеству. Это Василий Васильковский, священник 19-го Егерского полка 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й Западной армии. Именно он стал первым в истории России кавалером ордена Святого Георгия Победоносца – высшей военной награды того времени.Пастырская служба и подвиги отца Василия совершались в 1812 году в войсках, которыми командовал герой Отечественной войны генерал от инфантерии Д.С. Дохтуров, особо почитаемый в Чеховском районе Подмосковья. Именно здесь, в некрополе монастыря Вознесенская Давидова пустынь, покоится прах этого выдающегося русского полководца. Стараниями монахов святой обители и администрации сельского поселения Баранцевское здесь установлен памятник с его бронзовым бюстом. О славном боевом пути генерала рассказывает экспозиция в музее имени Д.С. Дохтурова, созданного в новобытовской средней школе.Первый боевой и духовный подвиг священник Василий Васильковский совершил 15 июля 1812 года, когда батальоны 19-го Егерского полка под г. Витебском в тяжелейших боях сдерживали яростные атаки превосходящих сил противника. Командир полка полковник Н.В. Вуич, докладывая 18 июля о результатах боёв, особо отмечал безстрашие армейского священника. Отец Василий в гуще сражения вдохновлял егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то что был ранен в лицо и ногу, а затем контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе после окончания войны как священная реликвия долго хранился в церкви 19-го Егерского полка (затем Волжского пехотного полка). На нём была трещина от удара пули, стянутая железным винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 года при г. Витебске…»18 августа командир 24-й пехотной дивизии генерал-майор П.Г. Лихачёв обратился к обер-священнику армии и флота протоиерею И.С. Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском: «…Священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ г. Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых…» По ходатайству генерала Лихачёва полковой священник Васильковский был представлен к награждению церковным знаком отличия для белого духовенства – камилавкой фиолетового цвета (высокий головной убор цилиндрической формы).Оправившись после ранений и контузии, отец Василий вернулся в родной 19-й Егерский полк, который участвовал в Бородинской битве. Второй подвиг Василий Васильковский совершил 12 октября во время жестоких боёв за город Малоярославец, который безрезультатно пытались взять войска Наполеона. 31 октября командир 6-го корпуса генерал от инфантерии Д.С. Дохтуров, ходатайствуя о награждении отца Василия, докладывал главнокомандующему генерал-фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову, что «священник Васильковский в этом бою всё время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причём сам был ранен в голову… Представляя о сём Вашей Светлости по всей справедливости имею честь ожидать воздаяния священнику Васильковскому, сообразно его отличным заслугам».М.И. Кутузов поддержал ходатайство Д.С. Дохтурова и обратился с рапортом о награждении к императору Александру I. 12 марта 1813 года, уже во время заграничного похода, М.И. Кутузов подписал приказ по армиям № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причём жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу… Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса».17 марта 1813 года орден был вручён отцу Василию. О дальнейшей судьбе героя Отечественной войны священника Василия Васильковского известно только то, что он прошёл со своим полком с боями до Франции, где умер от ран в конце 1813 или начале 1814 года.25 декабря 1812 года, сразу после изгнания врага из пределов России, вышел манифест Александра I, в котором сообщалось о намерении воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя в память о подвиге народа российского. Одновременно Священный Синод создал особый чин «благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа, и воспоминания избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Это чинопоследование совершалось в день Рождества Христова после Божественной литургии…Замечательно, что эта традиция возродилась в современной России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 1997 года ежегодно 25 декабря в храме Христа Спасителя совершается молитвенное поминовение военачальников и воинов, павших в Отечественной войне 1812-1814 годов и всех погибших российских воинов.
25 декабря 2001 года Алексий II, обращаясь к православным москвичам, которые пришли на панихиду в главный храм страны, напомнил им слова Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Вот почему «воинский подвиг всегда почитался Церковью как героический и мужественный». Патриарх призвал соотечественников «помнить героический подвиг наших предков, которые в войне 1812 года и в последующих войнах отдали самое дорогое – свои жизни, защищая священные рубежи Отечества».
25 июнь 2014 /
Похожие новости
Военный священник в Русской армии был не только духовным наставником воинов, поддерживающим их высокий моральный дух и готовность достойно сражаться за веру и Отечество. В критической ситуации 16 июля (4 июля по старому стилю) 1812 года. 1-я Западная армия под командованием Барклая де Толли 16 (4) июля высупила из лагеря под Дриссой по направлению к Витебску. С армией находилться Император 22 июня (по новому стилю) 1812 года император Франции, находясь в стане своей «великой армии» на левом берегу Немана, обратился к войскам с воззванием, обвиняющим Россию в нарушении В Русской Православной Церкви есть дни особого поминовения православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших, в следующие три дня. Димитриевская суббота (перед 26 октября по Особое место среди героев Отечественной войны 1812 г. занимают братья Тучковы. Многие поколения Тучковых снискали признание на дипломатической и военной службе, способствуя укреплению могущества