РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ » Православный воин - Православный воин

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ » Православный воин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Все, что совершается в мире, что мы видим вокруг себя, все происходящие события, различные знамения и чудеса, вообще вся мировая история – это символы, преамбула, подготовка к Вечной жизни. Сейчас мы живем на земле во плоти и думаем, что это реальная жизнь, действительность, а там, за гробом, будет как во сне. А на самом деле все наоборот: земная жизнь – это «псевдо-жизнь», это сон, пробудившись от которого мы выйдем из наших телес, и те, которые удостоятся Вечной жизни с Богом, окажутся в Царствии Небесном. И это будет уже настоящая, явная жизнь – в Вечности!

Итак, сегодня мы с вами совершаем празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы, земная жизнь Которой символически указует путь к Богу. Господь на примере жития Пречистой Девы Марии преподал нам урок, как жить, чтобы спастись и достигнуть Царства Небесного. Жизнеописание Пресвятой Богородицы – это, можно сказать, наш путеводитель по пути земного странствия.

Святые праведные Иоаким и Анна долго страдали от безчадства и уже в старческие годы (им было около 80 лет, как и родителям святого Иоанна Крестителя) родили Пречистую Деву. Преклонный возраст родителей Божией Матери прообразует собой преклонный возраст Ветхозаветной Церкви, которая тоже долгое время была безчадна, безплодна, т.к. не рождала спасения – Христа Спасителя. Надо молиться, чтобы Господь нас вразумил, как понять и правильно истолковывать происходящие события мировой и церковной истории, ведь это тайна, закрытая за семью печатями.

И вот Ветхозаветная Церковь в лице свв. Иоакима и Анны, родивших Пресвятую Богородицу, завершилась Христом. Они долго терпели свое безчадство и ждали милости от Бога, как и весь ветхозаветный мир, который от Ноя после потопа, даже еще раньше – со времени грехопадения прародителей, ожидал своего Спасителя. Прельстивший Еву змий наговорил ей, что если съедите запретный плод, то будете яко боги, и, как следствие ее падения, мы теперь имеем наше скорбное земное житие. А нам надо заслужить право называться хотя бы рабами Божьими, а не то что богами, когда даже чадами Божьими мы не способны быть.

И вот наконец святые Иоаким и Анна родили долгожданную единственную Дщерь – перл (жемчужину) рода человеческого, как сказал о Ней Сам Господь Иисус Христос. Богоматерь появилась на свет, чтобы родить Спасителя мира. Она зачала Его плоть во чреве от Духа Святаго, но прежде Она приняла Его в Свое сердце желанием и волею. Помните, какой разговор произошел у Девы Марии с Архангелом Гавриилом: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1; 38). Вот так бы и нам желать, чтобы Господь родился в нашем сердце т.е. принять Его в себя через веру, молитву, пост, подвиги и добрые дела. Мы должны подражать житию Богоматери чтобы, как и Она, зачать Христа в своем сердце и своим духом принять благодать Духа Святаго, для того, чтобы соединиться с Богом и наследовать Царствие Небесное. Но мы, по крайней мере, большинство из нас жили и продолжаем жить как все: без Бога. В храм не ходим, постов не соблюдаем, а наоборот: грешим, развратничаем и творим всякие непотребства, т.е. живем по «промыслу» сатаны. А наша задача – подражать Богоматери, чтобы соединиться с Господом, и тогда Он придет за нами в смертный час и заберет нашу душу на небо, как забрал к Себе в день Успения Свою Пречистую Матерь.

Мы сейчас с вами присутствуем в гостях у нашего Небесного Отца. Еще в Ветхом Завете евреям было открыто о том, что храм – дом Божий, и в нем заключена вся Вселенная, потому что в ней живут люди и ангелы, и над всеми владычествует Бог. Так и в храме присутствует Бог – Дух Святый, молятся люди и незримо в алтаре у престола предстоят ангелы. Храм делится на несколько частей: притвор, где стоят кающиеся грешники и те, которые хотят покреститься, т.е. стать сынами Божьими и кандидатами в члены Церкви земной. Затем, приняв святое крещение, мы по белой мраморной дорожке заходим в центральную часть храма, где по обеим сторонам стоят молящиеся, – это мир, земная Церковь. Эта мраморная дорожка символизирует узкий путь на небо. Мрамор на ней не чисто белый, а с серыми прожилками и вкраплениями, это говорит о том, что наш жизненный путь к Богу сопряжен со скорбями, болезнями, порой грехопадениями.

Недалеко от Иерусалима в Израиле есть гора Фавор, высотой около 600 метров, на которой Господь показал апостолам Свое чудесное Преображение. Так вот попробуйте взойти на эту гору, которая в мистическом смысле символизирует наше духовное преображение, и взойти на высоту христианских добродетелей оказывается, это не так-то просто! Пока дойдешь до вершины, не раз собьешься с пути, упадешь от усталости, а то еще и камушек сверху свалится и ударит тебя по голове – таков наш тернистый жизненный путь к Богу, который прообразует эта мраморная дорожка. Белая мраморная солея, расположенная на возвышенном месте перед иконостасом, – это состояние очищенной души, готовящейся к встрече с Богом. Кроме того, в другом значении это монашество, которое находится у самой алтарной стены иконостаса, т.е. у границы Царствия Небесного, ближе к Богу, чем миряне. Как солея возвышается над уровнем основного пола в храме, где стоят прихожане, так и монашество стоит выше мирян, выше пяти основных страстей, которым подвержено человечество. Посмотрите, какой глубокий мистический смысл заложен в построении Православного храма, как все продумано святыми отцами Церкви по внушению Духа Святаго!

Итак, дорогие братья и сестры, нам всем необходимо еще раз прочитать житие Пресвятой Богородицы и толкования к нему святых отцов, проработать его, как учебник перед экзаменом, чтобы понять Ее роль в устроении нашего спасения. Ведь именно с Божией Матери и началось спасение рода человеческого, как говорится в акафисте: «Радуйся, Лествице небесная», через Которую и нам надо взойти на небо, ибо другого пути нам Господь не указал. Почитая Богоматерь, мы почитаем от Нее Рожденного Спасителя нашего Иисуса Христа и веруем в Него, Отца Небесного и Духа Святаго. Как премудр Промысл Божий по спасению рода человеческого, но, чтобы понять его прикровенный смысл, надо прежде очистить свою душу и сердце. Поэтому не будем унывать, бросаться в панику, обвинять других в своих неудачах и трезво оценим свои духовные способности, которые равны нулю в многократной степени. Когда откровенно признаем, что мы иждивенцы у Бога, смиримся до зела, познаем свои немощи и неразумие и станем просить Его и Божию Матерь о помощи и заступлении, тогда и сможем возвыситься над своими похотьми и страстьми, и Господь поможет нам взойти на гору Фавор, т.е. стяжать христианские добродетели, с которыми можно будет войти в райские врата.  И в заключение можно коснуться еще одной стороны сегодняшнего торжества – древний храм нашей обители освящен в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и монастырь, был построен в середине XII века по повелению Самой Пречистой Девы, явившейся здесь святому князю Андрею Боголюбскому. А монастырь – это фундамент Православной веры.

Нелишним будет сказать, что Боголюбово – едва ли не пуп Святой Руси, ведь именно это место избрала Царица Небесная, освятившая его Своим явлением и благословившая тут устройство обители. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский поступил так же, как некогда и святой Константин Великий, перенес столицу Руси из Киева, раздираемого междоусобицами, во Владимир, чем спас русскую государственность и защитил Православие от влияния латинского Запада.

В то время Малороссия, с которой началась Киевская Русь, обливалась кровью междоусобных распрей. Это началось после гибели святых князей Бориса и Глеба, сыновей святого равноапостольного великого князя Владимира. Но Господь, старающийся всегда решать проблему мирным путем, вывел оттуда верующих и поселил их сюда – в верховья Волги, Камы и Оки, где стало распространяться русское население и укрепляться вера Христова. 850 лет назад здесь, в 12 верстах от небольшого тогда еще города Владимира, была девственная природа: глухие места и дикие леса, ничто не препятствовало строительству храмов и монастырей и распространению Христианства. Божия Матерь в видении поведала князю, что возлюбила место сие, т.к. тут не находилось капищ, оно не было осквернено бесовскими жертвоприношениями, и народ жил хоть и полуязыческий, но простой и открытый, готовый принять и понести Христово учение.

Ведь когда-то и Сам Господь избрал для проповеди Евангелия не книжников, фарисеев и первосвященников, а простых рыбаков. Ученики Христовы в момент призвания их на проповедь были неграмотны, а значит, не изучали бесовские науки. Поэтому Господь и выбрал их, чтобы влить Истинную веру в чистые сосуды, сообщить ее простым и неразвращенным людям. Только один из апостолов был образованным ученым мужем – апостол Павел, которого Господь уже после Своего Воскресения личным явлением наставил на истинный путь. Так и нам надо смиряться и быть простыми и чистыми сердцем, чтобы спастись и узреть Христа.

Слово Владимир означает владеть миром, и эта власть осуществлялась не мечом, а Евангелием, и отсюда, из этих мест, началось становление государственности Святой Руси, недаром эти земли называются Золотым кольцом, в центре которого находятся Владимир и Боголюбово. Итак, наша обитель, насчитывающая почти 850 лет со времени основания, является одной из десяти древнейших на Святой Руси. Мы благодарим Господа и Божию Матерь за то, что Господь поселил нас здесь, что наши ноги ходят сюда и носят нас для поклонения эти святейшим местам. Аминь.

Архимандрит

Петр (Кучер)

20 сентябрь 2011 /