Родившись в Переяславле-Залесском, преподобный Герасим, в миру Григорий, с юных лет усердно ходил в храм Божий. Особенно увлекал его душу жизненный подвиг святителя Даниила, и по исполнении двенадцати лет он со слезами просил старца принять его к себе. Даниил принял его послушником в Горицкий монастырь. Герасим в миру был сапожником и по воле старца продолжал усердно служить своим ремеслом бедной монастырской братии. На некоторое время Герасим ушел из обители, чтобы слушать наставления подвижников, но по их совету снова возвратился к Даниилу и принял пострижение, но уже в Троицкой обители, куда перешел старец. Он ревностно соблюдал посты, совершал молитвы и строго соблюдал келейнее правила. Усердно помогал он старцу в его заботах о делах обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и далеко за ее пределами – аж в самой Москве. В обитель приходили люди, чтобы поговорить с преподобным, и это стало его тяготить. Мечтая о безмолвном уединении, Герасим обратился к старцу и получил отказ. Через некоторое время преподобный все же благословил инока исполнить это желание. Так, прожив более четверти века под руководством преподобного Даниила в обители, он вышел за ворота без всего, с одним только желанием работать для Господа в уединении.
В 1528 г. он поселился в Дорогобужском округе, в таком диком лесном месте, что, кроме змей и диких лесных зверей, никого там не встретишь. Время от времени в лесной чаще скрывались разбойники, промышлявшие на большой дороге. Обнаружив хижину блаженного Герасима, разбойники избили старца и велели убираться. Герасим не послушался и не раз еще был бит. Пустынник терпел и молился. Для пропитания своего на дереве у дороги он повесил кузовок и просил подаяния у прохожих; иногда в его отсутствие кузовком пользовались другие бедняки; за это он тоже благодарил Бога. В хижине своей он жил как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии у него появился сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижине, ворон поднимал крик и набрасывался на нежеланного посетителя; хищникам же он клевал глаза, заставляя обратиться в бегство.
По особенному видению подвижник перешел на Болдину гору, где над потоком стоял огромный дуб. Отсюда его также хотели прогнать поселяне; избив палками, они связали руки и ноги преподобного веревками и хотели бросить в озеро, но кто-то предложил отвести его к наместнику в Дорогобуж. Наместник, увидев связанного и избитого пустынника, осыпал его ругательствами и велел посадить в тюрьму как бродягу. На все это преподобный не сказал ни слова и только молился в душе. И Господь не оставил раба своего. Как раз в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидав преподобного, которого встречал вместе со святителем Даниилом у царя, он с глубоким уважением поклонился ему и просил благословения. Наместник испугался. Дело кончилось тем, что, испросив прощения у старца, он принял все меры, чтобы преподобного оставили в покое, и передал от себя пожертвования.
С того времени имя святого старца стало известным и уважаемым и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Преподобный с радостью принимал их, и для этих целей сначала был поострен молитвенный храм, а затем и хижина. Преподобный отправился в Москву и там получил позволение на построение обители. Мало-помалу были построены храм Святой Троицы и келья для братий с трапезой. Преподобный трудился наравне со всеми и во время строительства, и позже, для общего блага: молол жерновом рожь, пек хлеб, рубил и носил дрова, мыл для братии свитки, прислуживал больным. Спал он мало, сидя в уголке. Пища его – хлеб и вода.
Богоугодная жизнь преподобного Герасима скоро собрала в обитель множество иноков, стали посещать обитель и вельможи. Преподобный сам жил в уповании на Господа и в том же наставлял иноков. Однажды из обители украли двух волов; инок, которому было поручено пасти скот, пришел к Герасиму в страхе. Преподобный, взглянув на него, сказал:
– Не скорби, брат, повторяй с Иовом: «Господь дал, Господь и взял».
Это еще более смутило инока, поскольку он еще не успел сказать о случившемся. Он пал к ногам настоятеля и стал просить прощения. Преподобный ласково простил его.
– Благослови, отче, догнать воров, – попросил инок.
– Брат, – отвечал старец, – кто гонится, не догонит убегающего, а убегающий вскоре очутится вблизи преследующего.
Инок не понял этих слов, но спустя три дня воры сами привели волов в обитель. Преподобный отпустил виновных с наставлением впредь приобретать хлеб честным трудом.
Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим построил еще Предтечев монастырь в Вязьме; потом в Брянском лемму, на реке Жиздре, основал обитель Введения во храм Богородицы. Места эти облюбовали разбойники всех мастей, которым покровительствовал знатный боярин Телепнев-Оболенский, живший неподалеку в своем поместье, а в Вязьму ездивший погулять, да в карты поиграть. Много настрадались вяземцы от удалых людей: ночь они проводили настороже в своих дворах, огражденных высоким тыном. Преподобный Герасим, прознав о таком печальном состоянии края, решил сделать все возможное для улучшения положения. Он смело являлся к разбойникам и убеждал их исправиться. Не раз случалось, что проповедника били и прогоняли, но это его не остановило. В 1553 г. основал он здесь иноческую обитель. Спустя семь лет усиленных проповедей и молитв здесь был возведен храм в честь Иоанна Предтечи. Братии собралось почти сорок человек, и преподобный назначил им в настоятели ученика своего Симеона, а сам обратился на другие подвиги.
Так же нелегко было ему возводить обитель на реке Жиздре. К этому подвигла его просьба окрестных жителей. От Болдиной обители до Жиздринской пустыни триста верст; преподобный, как всегда, ходил сюда пешком. Вместе со всеми он выкорчевывал лес и возводил постройки. Наставником собравшейся братии Герасим определил своего ученика Петра Коростелева.
За девять лет до смерти преподобный устроил недалеко от Дорогобужа монастырь Рождества Богородицы. Здесь оставил он игуменом также одного из своих учеников.
В Болдиной обители он оставался игуменом до самой кончины; здесь под его наставничество трудились около 140 братьев, и всех он усердно вел по пути спасения. Перед смертью преподобный оставил завещание, которое впоследствии стало уставом обители:
«Поставляйте в игумены своих людей, из своей братии: они знают общежитие и порядки. У братии все должно быть общее. Всякое монастырское дело надобно выполнять без ропота и ходить на монастырское служение по благословению настоятеля. Одежду носить из сукна, какую установил я. Если кто не захочет, то давать в год по два рубля игумену, священнику и дьякону. Хмельного питья не держать в обители, за исключением кваса дрожжевого; то же и для гостей. Ничего не держать в келье, кроме монастырской одежды. Питаться в трапезе в безмолвии и тем, что Бог подаст, но слушать жития святых и поучения. Пища для всех одинакова – как для братии, так и для игумена. Той же пищей кормить и гостей. Если брат впадет в прегрешение, смирять послушанием, но из монастыря не выгонять, разве только тогда, когда не послушает наказания. Странников и нищих не обижать, а подавать им на путь, что есть в обители. Игуменов почитать. Если кто из них начнет жить не по Богу и не по чину монастырскому, то послать к нему в келью кого-либо из братии, чтобы поговорить с ним о духовном смирении. Во всех монастырских делах ничего не предпринимать без игумена и 12 старцев. Игумен пусть не отпускает своих пострижеников в чужие монастыри. Так приказываю поступать во всех монастырях».
Преподобный воспитал множество строгих подвижников; учениками его было основано несколько обителей: Баскакова в Сычевском уезде, Вознесенская на реке Угре, Подлесная-Николаева в Бельском уезде.
Скончался преподобный Герасим в Болдиной обители в мае 1554 г., на 65-м году жизни. В загробной жизни он также совершал многие чудеса.
Иеромонах Корнилий, усердно подвизавшийся под руководством преподобного, поклялся никогда не покидать его обители. Но, не выдержав строгости, стал роптать на игумена, на скудность трапезы и на жесткость устава. Вразумления игумена вскоре еще более ожесточили Корнилия. Наконец он пошел к гробнице преподобного, пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, и вдруг услышал шаги – кто-то вышел из гробницы. В тот же миг невидимая сила пригнула его к земле и давала встать; тело его обмякло, глаза ослепли, слух пропал. В таком положении и нашли его братья у гроба преподобного. Отслужили молебен, тут случилось чудо – из гроба преподобного стали подниматься легкие язычки пламени – но не жгучего, а холодного; охватили они больного и он встал здоровым.
Другой случай произошел с иноком Дионисием. Долго он вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него нечестивые помыслы и довели до сумасшествия. Братия молилась у него у гроба преподобного, и к нему возвратился разум. «Меня немилосердно мучили духи, – рассказывал инок, – но теперь пришли ко мне преподобный Герасим с епископом Антонием (Дионисий был учеником епископа Антония) и с трудом прогнали темных духов».
13 май 2013 /