Преподобный Ферапонт, в миру Федор, происходил из рода дворян Поскочиных, и родиной его был Волоколамск. С юного возраста исполненный страха Божия, он думал только о том, как бы избавиться ему от мятежного мира. Он любил беседовать о благочестии и молил Господа сподобить его ангельского жития. Избрав благоприятное время, он тайно ушел из родительского дома и в Симоновой обители упросил настоятеля постричь его в иночество. Здесь с полным послушанием выполнял он черные работы и вместе с тем всегда бывал на бдениях храма и келейной молитве. Тайные помыслы свои искренно открывал он старцу своему и тем соблюдал чистоту душевную и телесную. По временам слушал он наставления преподобного Сергия. Настоятель, заметив его способности и усердие к выполнению послушаний, давал ему разные поручения, а однажды послал и в дальнюю Белозерскую сторону. С посохом странника ходил он по пустынным местам и пленился тишиной здешних лесов.
Возвратившись в Симонову обитель, он принес с собой жажду пустынного уединения. Преподобный Кирилл в это время жил уже на месте старого монастыря, в уединении. Стремясь душой к более глубокой тишине, он спросил Ферапонта, если ли на Белом озере место, где можно было бы безмолвствовать иноку. Ферапонт отвечал, что их там много, и решили они тайно идти в пустынную сторону. Кирилл нашел здесь место, указанное ему в видении, водрузили они крест и выкопали землянки для жилища. Однако Ферапонт недолго пробыл с Кириллом. Пожелав быть наедине с Господом, он удалился за пятнадцать верст, на прекрасное место между двух озер. Здесь расчистил он землю под огород, чтобы выращивать овощи для пропитания, построил келью и предался жизни отшельнической, прогоняя уныние безмолвия то трудом, то молитвой и бдением. Немало пришлось ему испытать страха от разбойников, гнали его из пустыни. К нему стали приходить люди, пожелавшие разделить его пустынные подвиги. По их просьбе построил он в 1398 году храм в честь Рождества Богоматери и учредил обитель. Прибытие старца иеромонаха обрадовало преподобного, так как сам он не хотел принять на себя ни старейшинства, ни иеромонашества. Он по-прежнему подвизался в тяжких работах, не упуская церковной службы и правила келейного. Иногда ходил он для духовных бесед к преподобному Кириллу.
Братство его умножалось, и пример преподобного воодушевлял людей на суровые подвиги. Люди зажиточные стали наделять обитель подаяниями. Братия просила преподобного принять на себя управление обителью, но Ферапонт говорил: «Не я оградил это место, а Пречистая Богородица. Она и может наставить вас на все полезное». Видя твердое нежелание старца принять на себя руководство, они избрали игумена. Для всех однако преподобный оставался отцом и наставником. К нему в келью приходили за советами в смятении души, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келье что-либо кроме икон святых, назидательных книг и орудий простого рукоделья. Братья занимались то переписыванием книг, то плетением сетей для ловли рыбы. В храме и трапезной соблюдалась глубокая тишина.
Князь Андрей Дмитриевич Можайский, которому принадлежала и Белозерская сторона, услышал о новой обители в его пустынной отчине, пожаловал ей землю и озера, прислал утвари для храма и просил молиться за него.
Наместник князя, возвратясь из обители, рассказал князю о подвижнике блаженном Ферапонте. Князь, давно желавший построить обитель близ Можайска, послал боярина пригласить старца в Можайск для беседы. Это приглашение обезпокоило Ферапонта, но, предав себя в руки Господа, он все же отправился в Можайск. Князь очень обрадовался встрече с преподобным и, поведав о своем давнем желании, просил принять на себя устроение новой обители. Сначала преподобный не хотел браться, потом помолился Господу и согласился исполнить волю князя.
При богатых средствах князя монастырь в честь Рождества Богородицы с Лужках, в версте от города. Устроился очень скоро (1408), пользовался уважением. Первосвятитель Фотий, который с любовью относился к Ферапонту и часто беседовал с ним о духовной жизни, облек его саном архимандрита. Под надзором опытного аввы в новой обители иноческая жизнь процветала; число братии увеличивалось. Преподобный авва не уставал повторять братии апостольское наставление не предаваться праздности, пьянству, сладострастию и распутству, распрям и зависти.
Преподобный Ферапонт преставился в глубокой старости в 1426 г. Святые мощи его были положены в соборном храме Лужецкой обители, где источали чудеса для верующих. В Белозерской пустыне есть храм его имени.
08 июнь 2013 /
Похожие новости
Под надзором дяди юный инок рос в чистоте и святости, изолированный от грешного мира, душа его была открыта для отца и наставника. У Сергия же Феодор удостоился и священнического сана. И так высока Преподобный Сергий поручил Роману заканчивать устроение новой пустынной обители и быть в ней наставником, а сам возвратился на прежнее место. Блаженный Роман исполнил заповеди учителя: устроил Обитель, основанная Паисием, пользовалась уважением. В 1553 г. ее посетил царь Иоанн Васильевич. В 1609 г. монастырь был разорен ляхами, настоятель и иноки умерщвлены, а в 1610 г. мощи преподобного Жизнь Евфимия была для братии образцом благочестия. Тяжелые вериги служат памятником его строгой подвижнической жизни. Еще при построении храма Спасителя Евфимий приготовил место для своего После литургии игумен Андриан лег отдохнуть на рогожке. Явился ему Ферапонт и говорит: «Спустя десять лет будет великий голод в России; береги рожь; многие будут тогда питаться из твоих житниц,