Родители преподобного Ефросина, в миру Елизара, были простые поселяне Псковского края. Они желали, чтобы сын их вступил в брак, но он, чуждый всему мирскому, тайно покинул дом и принял монашество. В Псковской обители он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Через некоторое время инок почувствовал неодолимую тягу к уединению, и здесь он построил себе келью и стал подвизаться в посте и молитве. Первым нарушил уединение инок Серапион. Пробыв некоторое время у преподобного, он вздумал без его благословения строить себе келью на другом берегу Толвы, но сломал ногу. Увидев в этом указание за неугодный Господу поступок, Серапион отказался от своей затеи и навсегда остался послушником преподобного.
Приходивших в пустыню Ефросин благословлял жить в кельях. Когда число пустынников значительно увеличилось, по их просьбе Ефросин построил храм молитвы в честь Трех Святителей с теплым приделом во имя преподобного Онуфрия. Вместе с храмом устроено было и общежитие. Требуя от братьев строгого соблюдения устава обители, им введенного, сам преподобный продолжал жить в уединении, доведя свой быт до аскетизма. Благоговейные ученики почтили места уединенной молитвы его памятниками: каменным крестом в лесу и деревянным столбом за оградой обители.
Подвижник в своем завещании изложил размышления об устройстве общежития и поделился богатым опытом жизни в уединении. Этот документ содержит требование к братии все церковное и монастырское имущество употреблять только на общее благо, не оставляя ничего для себя лично. Дары обители следует принимать как милостыню, а не плату. Приходящих в обитель для спасения души принимать, по умершим отправлять сорокоуст.
Кроме общих уставных положений, завещание содержит и вполне конкретные запреты: нельзя принимать пищу в келье, не допускать в обитель женщин, не носить богатое или иноземное платье, не иметь бани и т.д.
Это завещание в кратком виде представляет правила Ефросинова устава: настоятель не должен иметь ничего лишнего против братии, «ни ризы более нарядной и мягкой, ни пищи более вкусной». Братия должна слушаться настоятеля со всей покорностью: «Послушание – лестница на небо; оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господний ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лику Божию как благовоние приятное; если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую». Куда бы настоятель ни послал на службу, должно идти без всяких оговорок и ослушания; «без благословения же настоятеля и особенно по своим каким-либо личным надобностям никуда не следует отлучаться». Если же кто начнет противоречить настоятелю и заведет спор и смуту, то запереть его в темном месте, пока не покается; непокорного же и после вразумления выслать из монастыря и из внесенного им в монастырь ничего назад не отдавать. Странников кормить в обители три дня, не требуя от них работы или платы.
В то время часто переходили из одной обители в другую, считая это духовной свободой, и то отдавали Богу в дар имущество, то хотели располагать им как собственностью. Один инок, отдав Ефросину серебро на устроение обители, после стал жалеть об этом. Преподобный велел отдать ему серебро. Инок удалился в другую обитель, но здесь скоро ослеп. Приведенный к Ефросину в раскаянии, по молитве его, исцелился душевно и телесно, прозрел.
Преподобный Ефросин воспитал между учениками своими усердных подвижников благочестия. Таков был Серапион, преставившийся на восемь месяцев раньше учителя; одежда его была такой ветхой, что от нее отказались даже нищие. Таков был и Досифей, основавший обитель Святых Апостолов. Игнатий был первым игуменом обители, созданной Ефросином, и с ревностью совершал подвиги иноческие; родной брат его Харлампий стал его преемником; другой брат, Памфил, также был игуменом, который прославился посланием против языческих суеверий Иванова.
Подвижник Божий почил от трудов на 95-м году своей жизни, 15 мая 1481 года.
27 май 2013 /
Похожие новости
Дважды нападали на него лихие люди – в первый раз так избили, что едва жив остался, но, помолившись, скоро выздоровел; в другой раз ворвались в келью во время полунощной молитвы, но отшельник призвал Хмельного питья не держать в обители, за исключением кваса дрожжевого; то же и для гостей. Ничего не держать в келье, кроме монастырской одежды. Питаться в трапезе в безмолвии и тем, что Бог подаст, «Не бойся, чадо: ты видишь меня, напиши образ мой, Господь причислил меня к лику святых, скажи о том и братии» Злодеи застали преподобного одного и стали терзать пытками, требуя царскую грамоту. Ничего не найдя в келье, повели его в церковь. Преподобный со слезами помолился Богоматери, причастился и затем Ефросин известил братию, что приближаются враги веры и что они вторгнутся в саму обитель. На другой день поляки явились в Ефросинову пустынь. Преподобный как раз молился у Креста. Грабители стали