Димитрий, с детства воспитывавшийся на Священном Писании и житии святых подвижников, еще в молодые годы вместо того, чтобы заниматься торговлей по примеру своего отца, отказался от богатого родительского наследства в пользу своего брата и принял иночество в Нагорном Борисоглебском монастыре. Здесь он быстро заслужил общее уважение и был посвящен в сан священника. Со временем он сам устроил на берегу Переяславского озера обитель во имя святого Николая Чудотворца и некоторое время был в ней игуменом. Жить в этой бедной обители было трудно – она располагалась на сыром заболоченном месте, вокруг не было ни сел, ни угодий, и все же народ и иноки во множестве приходили к Димитрию, чтобы совершать богоугодные дела под его руководством.
В подвижнической деятельности Димитрию помогало сближение с преподобным Сергием Радонежским, который трудился тогда над устроением лавры в шестидесяти верстах от Переяславля.
Несмотря на желание смиренного Димитрия подвизаться в неизвестности, слухи о его строгой аскетической жизни распространялись и дошли до великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Великий князь вызвал Димитрия в Москву и проникся к нему таким уважением, что пригласил в воспитатели к одному из своих сыновей, отпустил с щедрыми дарами для обители.
Но игумен Димитрий тяготился своей славой, поэтому взяв с собой любимого ученика Пахомия, он уединился с ним в тихой глухой местности в тридцати верстах от Вологды, где «церквей было мало, а у людей было мало духовной пищи и назидания». Здесь-то и поселился Димитрий и не замедлил построить храм Воскресения Христова.
Однако местные жители враждебно отнеслись к поселенцам, опасаясь, что если при храме возникнет обитель, то их припишут к ней. Димитрий принял это за указание свыше, удалился отсюда и летом 1371 года перешел с Пахомием в Вологду.
Вологжане радушно приняли их и просили Димитрия устроить в городе монастырь. Пообещав содействие в этом. Усердие народа Димитрий также принял за указание Божьего Промысла и, помолившись, приступил к устроению обители. Он выбрал для нее место в пяти верстах от Вологды, на излучине реки. Эта земля принадлежала здешним жителям Илье и Исидору, и они охотно уступили ее под обитель, даже затоптали ради этого свои нивы, а также предоставили Димитрию средства, при помощи которых он и построил церковь Происхождения Честных Древ и при ней монастырь, названный Спасо-Прилуцким. Посвятил Димитрий храм кресту животворящему, потому что имел особенную веру в его силу как страшного и необходимого орудия против врагов. Сам они никогда не расставался к крестом и носил его с собой во всех путешествиях. При Димитрии Спасо-Прилуцкая обитель еще не достигла процветания, здесь было мало книг для чтения. Зато лишь небольшое поле, возделываемое всего одним пахарем, по молитве святого, давало столько хлеба, что его хватало для братии на весь год.
Преподобный Димитрий не любил, чтобы его видели молящимся; он отгородил досками в алтаре небольшой участок и здесь в уединении совершал молитву. В чистоте сердечной, духовной любви и смирении преподобный достиг такой святости, что ему стало доступно прозревать не только происходящее в дальних странах, но и само будущее… Однажды, работая вместе с братьями на монастырском дворе, он вдруг остановился, глубоко вздохнул, перекрестился и сказал: «Отныне наш благодетель великий князь Дмитрий уже не будет заботиться о суетной жизни…»
И с того времени начал поминать новопреставленного князя. Инокам это казалось непонятным и странным, но вскоре пришло известие, что великий князь скончался в тот самый день и час, когда об этом сказал Димитрий.
Родной брат преподобного, потерпев неудачу в торговле в Переяславле, два раза приходил к нему в обитель за благословением, снова собираясь в путь по торговым делам. После первого посещения дела пошли так успешно, что он заплатил все долги; во второй раз он возвратился домой разбогатевшим человеком. Но когда он пришел к Димитрию просить благословения в третий раз, преподобный сказал: «Довольно, брат, моешь теперь пожить и с тем. что приобрел. Не ходи более, не погибнуть бы тебе от зверских людей…»
Но брат не послушался, снова поехал в чужие края и уже не возвращался оттуда.
Преподобный Димитрий скончался в 1392 году и был похоронен в созданном им храме.
23 февраль 2014 /
Похожие новости
Под надзором дяди юный инок рос в чистоте и святости, изолированный от грешного мира, душа его была открыта для отца и наставника. У Сергия же Феодор удостоился и священнического сана. И так высока Оставшись один в келье, он предался последней молитве. В таком виде, коленопреклоненным, и нашли святителя Димитрия вошедшие на рассвете в его келью служители. Это было в 1709 г. Димитрию было 58 Обитель, основанная Паисием, пользовалась уважением. В 1553 г. ее посетил царь Иоанн Васильевич. В 1609 г. монастырь был разорен ляхами, настоятель и иноки умерщвлены, а в 1610 г. мощи преподобного Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его. О княгине не скорби, будет здорова и в этот «Я не могу изменить веру – сохрани меня Бог от этого! Я христианин и останусь им…», – отвечал Димитрий. Визирь попытался подействовать на Димитрия ласковыми увещеваниями. Обещал