Юной дочери боярина Юрия Константиновича Сабурова неожиданно выпала блистательная доля. Для наследника великого престола по воле великого князя собраны были девицы-невесты, лучшие по красоте и здоровью. Из пяти сотен выбрали десять, и из этих десяти молодой князь Василий выбрал себе невесту. Это была Соломония Юрьевна Сабурова. Законный брак был совершен 4 сентября 1505 года, а с 28 октября Василий был уже велкимкнязем.
Прошло 15 лет, а великая княгиня была бездетна. Князь сначала охладел к супруге, а потом стал обнаруживать и негодование. Один посланник при дворе великого князя говорил: «Не имея детей, Василий не уважал супруги, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата ее, сидевшего в темнице за легкую вину». Наконец, в 1535 г. великий князь решил развестись с Соломонией, чтобы вступить в брак с княжной Глинской. Если бы у Василия не было бы и братьев, то все равно добрая цель не оправдывает незаконного средства – гнев Божий навлекают на государство незаконные дела. Так считали современники Василия, в том числе и преподобный Максим Грек.
От невинной Соломонии потребовали , чтобы она по своей воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Ее силой вывели из дворца, и 25 ноября 1525 года «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню». Выполняя княжью волю, слуги доходили до того, что ругали и даже били опальную княгиню. Ее постригли в Рождественском девичьем монастыре под именем София и отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь. «Вот я, князь великий Василий Иванович всей России, пожаловал старицу Софию в Суздале моем селом Вышеславским с деревнями и новоселками – после ее смерти это село поступит в дом Пречистой Богородицы, к Покрову», – писал Василий в грамоте от 19 сентября 1526 года, спустя год после заключения княгини в монастырь.
Сначала Софии было очень тяжело в монастыре, но потом она смирилась со своей долей. Когда у великого князя родился от Елены сын и «потом бысть грозный государь», София успокоилась, обратилась к Господу и, изгнав из души мирские мечты, стала очищать свое сердце духовной бдительностью, самоукорением, покаянием и молитвой. Так, восходя от совершенства к совершенству путем скорби и борьбы с собой, преподобная София прожила в обители 17 лет и пережила не только князя Василия, но и развратную Елену, погибшую от яда. Достигнув высшего совершенства, в 1542 году она скончалась.
По словам степенной книги, София, «пожив благодарно и богоугодно, к Богу отъиде». Похоронена она в Суздальском Покровском девичьем монастыре, в Покровской церкви, под спудом. От гроба преподобной истекало множество чудес и исцелений для приходящих с верой.
28 декабрь 2013 /
Похожие новости
В июле татары подошли к Ярославлю. Князь Константин с дружиной перешел на другой берег Которости, на гору, где и произошла кровавая битва с татарами; много пало татар, много и ярославцев; в их числе Великий князь просил благословения у преподобного Паисия, но игумен, поклоняясь, сказал: «Не смею благословлять при великом святителе, сам имея нужду в его благословении». Великий князь Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его. О княгине не скорби, будет здорова и в этот Весной один больной человек брел по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения. В изумлении он остановился и почувствовал, что его тело наливается жизненной силой. Вслед за этим услышал он Ольга, супруга русского князя Игоря, мать воинственного князя Святослава и бабушка равноапостольного князя Владимира, была сначала ревностной язычницей. Поводом к принятию христианства послужило ее