Преподобная Евпраксия-девственница » Православный воин - Православный воин

Преподобная Евпраксия-девственница » Православный воин

При императоре Феодосии  Великом жил в царственном городе сенатор Антигон, близкий к императору и по родству, и по служебным отношениям, умный на словах и на деле, советник благожелательный, честно управлявший Ликией, человек сострадательный и очень богатый. Император любил его не только как сенатора, но и как христианина, всегда готового дать добрый совет. Супруга его, благочестивая Евпраксия, также была в родстве с домом императора и делала богатые приношения храмам и монастырям. Бог благословил добрую чету рождением дочери, названной в честь матери также Евпраксией. Благочестивый христианин Антигон тогда сказал супруге: «Напрасно мы тратим наши дни, если не заботимся о спасении душ. Бог дал нам дочь; довольно для нас, и не будем более делить ложа».  

Антигон спустя год после обета мирно скончался.

Император скорбел о потере человека, которого по строгости его правил и опытному уму заменить было некем, и старался утешить вдову. Когда дочери исполнилось пять лет, император объявил себя ее опекуном и посоветовал матери обручить ее с сыном честного и богатого сенатора. Евпраксия-старшая согласилась с умным советом и приняла подарки. Между тем, ее собственной руки домогался вельможа и втайне от императора просил способствовать этому его супругу. Императрица согласилась помочь. С величайшим изумлением выслушала Евпраксия предложение, сделанное от имени императрицы, и, ни секунды не раздумывая, наотрез отказала искателю. Император, узнав об этом, был очень недоволенсвоей супругой.

Всем была известна решимость Евпраксии служить Господу, и делать ей предложение о браке значило незаслуженно ее оскорблять. С печалью замечая, что неумный поступок императрицы стал причиной холодности между царственными супругами, Евпраксия отправилась в Египет якобы для осмотра своих имений. В монастырях, которые встречались подороге, она оставляла щедрые подаяния.  

Тавеннская женская обитель настоятельницы Феодулы славилась строгостью правил. «Тут не употребляли ни вина, ни яблока, ни винограда, ни финика, ни другого чего-либо приятного для вкуса. Иные не вкушали даже и елея. Одни постились с вечера до вечера, другие принимали пищу через день, а некоторые через два или три дня. Ни одна не мыла ног своих; иные, услышав о бане, смеялись и считали это за гнусность, нетерпимую для слуха. Для каждой постелью была земля, покрытая власяницей в локоть ширины и в три длины. Одежда их была из шерсти и доходила до пят. Каждая работала сколько могла. Болезнь принимали за благословение Божие и терпеливо переносили страдание, если не посылалось исцеление Господом. Ни одна не выходила за ворота обители. Была привратница, через нее передавались все ответы. Вся забота их была о том, как угодить Господу молитвенными помышлениями. Потому что Бог творил здесь много знамений, подавая исцеления для приходивших сюда».

Глубоко пораженная такой жизнью инокинь, Евпраксия часто бывала в этой обители с дочерью, которой шел восьмой год, дарила свечи и ладан. Раз она сказала настоятельнице:

— Хочу пожертвовать обители золота, дабы вы молились за рабу Божию Евпраксию и отца ее Антона.

Игуменья отвечала:

— Госпожа моя благородная! Рабыни твои не требуют ни золота, ни имений; они все оставили, чтобы заслужить вечные блага, и всего мирского чураются, страшась лишиться Царства Небесного. Чтобы ты не опечалилась на нас, принеси нам елей для лампад и ладан для кадил, и за то будет тебе награда.  

Настоятельница любила заниматься с маленькой Евпраксией. Девочке очень нравилось в монастыре, и когда пришла пора уходить, она заявила матери, что желает остаться. Ей объяснили, что в обители нельзя остаться иначе, как дав обет посвятить себя Христу. Девочка спросила:

— А где Христос?  

Игуменья показала ей на образ Спасителя. Евпраксия-младшая кинулась к иконе, поцеловала ее и твердо произнесла:

— Истинно, искренно я даю обет Христу и домой больше не возвращусь.

Настоятельница разрешила ей переночевать  в монастыре, полагая, что утром девочка передумает. Но и на следующий день ее намерение не изменилось. Настоятельница заметила,что если она хочет остаться, должна выучить Псалтырь наизусть,  поститься до вечера и мало спать. Ребенок согласился на се, лишь бы ей позволили жить в монастыре.

Любовь Евпраксии к Господу была выше нежной привязанности к единственной дочери. Она подвела девочку к образу Спасителя и, подняв руки к небу, с громким плачем просила Господа принять дитя под Свой покров. Затем передала дочь настоятельнице. Спустя несколько дней игуменья облачила девочку в монастырскую одежду. Мать обняла ее, простилась с настоятельницей и, вступая в одинокую жизнь, решила избрать и себе новую дорогу.

Она продолжала дело щедрого милосердия, стала строже к себе самой — прекратила употребление вина, мяса, рыбы, ела один раз  в день, и только овощи. Император, услышав о перемене ее жизни, изумился, но был рад за нее.

Остаток жизни Евпраксии-старшей прошел в духовных подвигах, строгом посте и молитвах. О ее кончине было открыто настоятельнице обители, где осталась ее дочь. Она видела во сне Антигона, окруженного светом и просившего у Господа дозволения привести свою супругу. Настоятельница объявила об этом самой Евпраксии.

Когда мать передала дочери весть о своей близкой смерти, Евпраксия-младшая, нежно привязанная к матери, зарыдала. Чтобы утешить свое дитя, мать напомнила ей об обете любить выше всего Господа Иисуса.

— Вот тебе,— говорила она, — мое материнское завещание: люби Господа Иисуса с трепетом благоговения, уважай сестер твоих, не смей никогда думать, что они ниже тебя и могут служить тебе. Будь нищей в мыслях своих, чтобы пользоваться сокровищами духовными. Ты теперь владеешь всем состоянием моим — доставляй нужное для обители. Моли об отце твоем и обо мне, да дарует Бог нам милостивое прощение.

Спустя три года она скончалась и была похоронена в обители.

Узнав о смерти Евпраксии-старшей, император известил сына сенатора, что его нареченная приняла иночество. Сенатор, не желая с этим мириться, упросил императора написать Евпраксии-младшей, чтобы она возвратилась в Константинополь и вступила в обещанный брак. Получив послание, Евпраксия отвечала: «Неужели хочешь ты, добрый император, чтобы раба твоя оставила Христа вечного для человека смертного? Ведь он может завтра быть пищею червей. Повели лучше этому человеку не беспокоить тебя более изабыть о той, которая не в состоянии нарушить обета, данного Господу».

Письмо Евпраксии было прочитано в сенате и ее решение сообщено жениху. Все поняли, что юная Евпраксия — достойная дочь Антигона и Евпраксии, святая поросль благочестивых родителей, и никто более не думал  о ее возвращении в мир. Император повелел немедленно со всей точностью ее желания относительно наследственного имущества. Это было перед самой смертью императора (395).

Евпраксии было тогда 12 лет, но ее успехи в духовной жизни были несоизмеримо выше возраста. Освободившись от имущественных забот, она полностью отдалась служению Господу. Любовь к покаянию привела ее к усиленному посту: сначала она ела один раз в сутки, потом — раз в двое-трое суток. Несмотря на хрупкое телосложение, Евпраксия трудилась наравне с другими. Ее наставницей стала сестра Юлия, советы которой помогали бороться с искушениями, которые по молодости лет одолевали юную подвижницу.

Опытная настоятельница также молилась с сестрами за отроковицу и незримо вела ее по ступеням к высокой жизни. Евпраксия в точности следовала и безукоризненно выполняла все требования, даже если порой они задевали ее самолюбие.

В 20 лет Евпраксия стала настоящей красавицей, и настоятельница подвергла ее жестокому испытанию, приказав перетаскать груду камней с одного места на другое. Камни были тяжелые, но Евпраксия справилась. Тогда игуменья велела перетаскать их на прежнее место. Евпраксия выполнила и это требование. Тридцать раз настоятельница приказывала таскать камни с одного места на другое, и Евпраксия молча переносила их, будто перинки. Такая покорность изумила сестер — не ведали они, что силы Евпраксии, чтобы выполнить послушание, дарил сам Господь.  

Твердость Евпраксии в подвижничестве была редкая. Однажды, после сильного искушения, она выпросила у настоятельницы дозволение провести неделю без пищи — такой пост держала только настоятельница. Она читала целые часы вслух сестрам, готовила им трапезу, прибирала, чистила, мела в монастыре, колола и носила дрова, месила тесто и пекла хлеб. Это были ее ежедневные труды. И она успевала все делать так, что никто не оставался недовольным. Вместе с тем, она считала, что не вправе ни днем, ни ночью освобождаться от всех молитв и служб. При всех трудах ее силы не только не истощались, а, наоборот, крепли.

В монастыре была сестра Германа, которая завидовала Евпраксии. Низкого происхождения, несносного характера, она была из тех, кто живет в монастыре на испытание другим. Германа упрекала Евпраксию в лицемерии и честолюбии, относя к ним все ее труды и подвиги. Она уверяла, что послушница постится, чтобы унижать других и заслужить место настоятельницы, которого  с нетерпением ждет. Евпраксию не оскорбляли упреки Германы, она кротко объясняла, что постится по воле игуменьи.

Игуменья призвала к себе злобную сестру и, назначив ей особое послушание, сказал, что она недостойна жить с другими. Евпраксия, не помня зла, стала упрашивать игуменью, наставницу Юлию и других сестер простить бедную Герману, и виновная была прощена. Блаженная с точностью выполняла заповедь апостола: «Не воздавайте злом назло или ругательством на ругательство; напротив — благословляйте».

Между тем, молодую послушницу ожидали новые испытания, казалось, все злые силы ополчились против нее. Одно за другим последовали трагические события: доставая воду, она упала в колодец; в другой раз сверзлась с верхнего этажа здания; на нее опрокинулся котел с горячей пищей; она рассекла себе ногу, когда колола дрова для кухни. И только особое покровительство Господа избавляло Евпраксию от смерти.

Присутствие Духа Божьего в послушнице открылось случайно. Женщина принесла дитя, пораженное параличом, лишенное слуха и речи, и со слезами просила помолиться о его здоровье. По воле игуменьи Евпраксия приняла от матери ребенка. Осенив его крестным знамением, она сказала:«Бедненький! Да исцелит тебя милосердный Создатель!». Едва она пронесла его несколько шагов, как больной исцелился и, вырвавшись из рук святой девы, побежал, как будто и не был больным.

После этого игуменья поручила Евпраксии ухаживать за бесноватой, давно жившей в обители. Ее держали в цепях,  да и то не смели подходить близко, пищу подавали  в корзине на длинном шесте. Когда Евпраксия хотела ее накормить, женщина заскрежетала зубами и кинулась на нее. Святая дева погрозила несчастной жезлом настоятельницы — и бесноватая утихла, а потом приняла пищу. С тех пор Евпраксия без опасения прислуживала больной, к которой никто другой не смел подойти. Завистливая Германа раз вызвалась покормить эту несчастную, подошла к ней, но бесноватая бросила ее на землю, изорвала одежду, искусала и исцарапала. Евпраксия еле оттащила окровавленную сестру от бесноватой. Как-тонастоятельница сказала, что Евпраксия должна изгнать беса из больной. Святую деву глубоко смутило это поручение, и, простершись перед иконой Спасителя, она стала молить Господа о помощи. Когда Евпраксия отправилась к бесноватой, сестры следили за ней издали. Подойдя к несчастной, послушница воскликнула:

— Да исцелит тебя Господь мой, Иисус Христос, создавший тебя! — и сотворила на ее челе крестное знамение.

И вдруг все услышали неизвестно откуда раздавшийся голос:

— Как? Столько лет живу я тут, а эта нечистая и похотливая хочет выгнать меня?

Евпраксия ответила:

— Не я выгоняю тебя, а Господь Бог повелевает: выходи из нее!

Как ни упирался бес, наконец, при усердной молитве Евпраксии, с криком вышел. Послушница привела в порядок бедную женщину, жившую дотоле в отвратительной нечистоте, и привела к игуменье.

После того Евпраксия жила недолго, созрев для жизни небесной. О близкой ее кончине открыто было игуменье, которая, скрывая печаль о близкой потере, лишь за день открыла сестрам свое знание. Глубокая скорбь охватила сестер, сама Евпраксия, услышав извещение настоятельницы, упала без чувств в смирении своем она считала, что не готова к иной жизни. В слезах она обратилась к Господу, чтобы он дал ей хотя бы еще год земной жизни для покаяния в грехах и совершения богоугодных дел. Прослужив Господу двадцать лет, она смиренно думала, что у нее нет добрых дел для получения награды праведников. Тогда же у Евпраксии началась горячка. Игуменья и Юлия пробыли с больной всю ночь. Юлия умоляла Евпраксию упросить Господа, чтобы и ее забрали туда. Утром все сестры простились с умирающей, и под звуки тихих молитв Евпраксия сладко заснула вечным сном. Случилось это в 410 году, когда послушнице не было и тридцати лет.

Спустя три дня, проведенных в слезах, Юлия с радостью объявила игуменье, что по просьбе Евпраксии  и ее берут туда. На другой же день, простясь с сестрами, Юлия спокойно скончалась. Прошло не более месяца, когда и настоятельнице была возвещена та же милость. Она объявила о том сестрам и завещала им подражать блаженной Евпраксии, если они хотят разделить ее небесное блаженство. Потом игуменья заперлась в молельне, и на другой день ее нашли умершей. Евпраксия, Юлия и игуменья Феодула положены были в одной могиле. Биограф говорит, что Евпраксия в загробной жизни совершила множество чудес.

06 август 2013 /