Преподобная Евфросиния Суздальская » Православный воин - Православный воин

Преподобная Евфросиния Суздальская » Православный воин

Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия, была старшей дочерью черниговского князя Михаила, впоследствии мученика. Благоухание, внезапно наполнившее дом ее родителей, просивших у Бога детей, и видение во сне прекрасной голубки, добровольно летевшей в их руки, предсказали Михаилу и его супруге Феофании рождение необыкновенной дочери Феодулии. Мать воспитывала ее благочестии, образованный боярин Феодор был ее наставником. Красота и ум привлекали к Феодулии многих женихов, но сердце ее было отдано небесному жениху, Христу. Одним из соискателей ее руки был князь Мина Иванович, потомок благочестивого варяжского князя Шимона, любимца Феодосия. Сын Шимона Юрий в 1130 году был тысяцким в Суздале и приобрел здесь недвижимость, которой владел Мина. Родители Феодулии предпочли князя мину другим женихам и желали, чтобы дочь вышла за него. Покорная девушка не противилась воле родителей, но тайно молила Господа сохранить ее в девственности, и молитва чистой души была услышана. В то время как черниговская княжна была на пути в Суздаль (1227), жених скончался, и она, не возвращаясь более к отцу и матери, решила вступить в иноческую Ризоположенскую обитель, которая находилась за земляным городским валом.  

Блаженная Феодулия, в иночестве Евфросиния, ревностно начала выполнять обеты иночества. Сначала принимала пищу она раз в день, потом стала употреблять через день, а иногда и один раз в неделю, с покорностью исполняла все послушания, ночи нередко проводила без сна, в чтении книг и молитв; посещала храм Божий, где пела и читала.

Слух о святой жизни княжны привлек в обитель многих богомольцев. Образованность ее, озаренная высокой духовностью, стала видна и обыкновенным людям. Игуменья порой даже заставляла ее преподавать сестрам наставления в трапезной и  храме. Эти наставления производили необыкновенное действие: многие вдовицы и девицы поступали в монастырь, чтобы учиться у нее благочестию, а жившие в обители видели в ней образец для подражания. Ризоположенская обитель достигла тогда своего рассвета: не было в суздальской земле монастыря, где были такой порядок и благочиние, где воспитывались бы такие богобоязненные рабыни, как это было в обители Евфросинии. Монастырь разделялся тогда на две половины: в одной жили девы, а в другой вдовицы; для молитвы собирались все  в один храм. Преподобная Евфросиния убедила игуменью построить для вдовиц отдельный храм Святой Троицы, чтобы беседы вдовиц не оставляли ненужных и даже вредных мыслей в невинных сердцах девственниц.

После кончины игуменьи Евфросиния стала настоятельницей обители. Ей было откровение, что Господь хочет испытать Русскую землю страшным нашествием, мечом и игом неверных для очищения ее от грехов. Сообщив об этом сестрам, она позвала их молиться Господу о заступничестве. В 1238 году Батый с полчищами явился в Суздаль: «Он стоял на Яруновой горе у реки Каменки»; свирепые дикари предавали все огню и мечу. «Татары, – говорит летопись, – сожгли церкви и монастыри в Суздале, Господь только сохранил девичий монастырь Положения ризы Богоматери, где страдальчески совершала иноческую борьбу блаженная Феодулия, дочь великого князя Михаила Черниговского и мученика, нареченная в иночестве Евфросинией: по ее молитве Господь покрыл тот монастырь чудным образом».

Преподобная, прославив Господа за чудесное сохранение обители, продолжала свои подвиги. Со скорбью она услышала о мученической кончине своего отца, святого князя Михаила и своего наставника Феодора. Бывшая княжна, а теперь игуменья не отличалась от других монахинь ничем, кроме святой жизни; одежда ее была худая и ветхая. Один из зажиточных суздальцев, увидев княжну в рваном рубище, принес ей новую дорогую одежду. Она сказала: «К чему это мне? Мы, черноризцы мужского и женского пола, если терпим холод, крепнем душой и бываем приятны Богу». Зная, что этот человек скуп и жесток к домашним, просила принести его в обитель только масла для лампады и ладана, о домашних же заботиться с любовью и без скупости.

После недолгой болезни преподобная скончалась (1250). При гробе ее совершались чудеса, мощи ее обретены нетленными 18 сентября 1698 года и тогда же по благословению патриарха Адриана были положены в соборном храме ее обители. 

07 октябрь 2013 /

Похожие новости

Под надзором дяди юный инок рос в чистоте и святости, изолированный от грешного мира, душа его была открыта для отца и наставника. У Сергия же Феодор удостоился и священнического сана. И так высока Пораженный неожиданной встречей с дочерью и ее кончиной в ту же минуту Пафнутий с громким воплем упал без чувств. Услышав его крик, братья собрались в келье и привели его в чувство. Тогда все узнали София обратилась к Господу и, изгнав из души мирские мечты, стала очищать свое сердце духовной бдительностью, самоукорением, покаянием и молитвой. Так, восходя от совершенства к совершенству путем Великий князь Ярослав Всеволодович, прежний новгородский князь, после войны с литовцами за Смоленск благословил своего сына Александра Невского вступить в брак с дочерью полоцкого князя Александрой. «Ты, благий отче, послушай меня и пострадай как добрый воин Христа, Которым мы живем, движемся, и есмы. А если не послушаешься меня, знай, что отселе я – чужая, а не дочь твоя. …Царство же