Помнят ли русские, что «С нами Бог!» » Православный воин - Православный воин

Помнят ли русские, что «С нами Бог!» » Православный воин

Нам предстоит заново осмыслять личную, общественную и государственную жизнь. И если мы собираемся жить достойно, полноценно и осмысленно, то должны обратиться к Православию. Господь сотворил для нас чудо. За последние 70 лет Православная Церковь подвергалась таким жестоким гонениям, что по всем человеческим законам она уже не должна существовать вообще. И разве не чудо, что, казалось бы, из навсегда разрушенных храмов и исковерканных душ возрождаются тысячи православных приходов. Значит, Россия продолжает выполнять свою миссию, свое предназначение, значит, у нас есть еще праведники, благодаря которым Господь еще милует наше Отечество.

Мало того, Православная Церковь приобретает еще все большее значение в жизни русского народа. «Социальные опросы показывают, что, несмотря на всеобщий хаос и разочарование, Церковь – единственный общественный институт, авторитет которого  в народе непрерывно растет. Растет, несмотря на титанические усилия современных средств массовой информации (сказать бы – дезинформации!) растоптать  в человеке последние проблески человечности, усиленно пропагандируя самый грязный, гнусный разврат, как образец подражания. Несмотря на масштабы духовной агрессии, развернутой против Руси на западные деньги бесчисленными антиправославными ересями и сектами, в этом водовороте разрушения, где все, казалось бы, должно погибнуть и распасться, – Церковь крепнет день ото дня», – отмечал владыка Иоанн.

Но богоборцы не унимаются. Бессовестно играя на человеческих страстях, они пытаются подменить идею служения Богу служению деньгам, мамоне.

Повсеместно насаждаются чуждые русскому человеку западные ценности жизни – бизнес ради денег, деньги ради удовлетворения «естественных надобностей». Плоды этого мы уже наблюдаем – насилие, разврат, ложь, цинизм сопровождают стремление к обогащению, к «удовлетворению потребностей». Сегодня в героях ходят вор, рэкетир и блудница. Они «умеют жить». Это и есть вполне западный взгляд на вещи – у каждого свой бизнес…

«Завязли в грязи западной по уши и все хорошо», – горько иронизировал в свое время св.Феофан Затворник и предупреждал: «Западом наказывал и накажет нас Господь». Нравственная глухота, раболепие перед «обществами потребления» ведут к распаду русского национального самосознания и как следствие к распаду самого государства. Думаем ли мы об этом?

«Помни, русский человек, Отечество твое ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазном общества потребления пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки», возвышенную духовность Божественной истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент «секс-шопов». Россия же устояла. Сегодня она, обескровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла», – обращался к нам митрополит Иоанн. Но, слава Богу, несмотря на повсеместное насаждение «общемировых ценностей» – стяжательства, насилия, разврата – мировое зло еще не одолело наше Отечество и в своем большинстве русские люди мыслят и поступают вполне православно. Но как это ни прискорбно, надо признать, что осмысления русской идеи, личного и народного признания нам еще далеко.

Сегодня нам предстоит заново осмыслить личную, общественную и государственную жизнь.

Что значит «быть русским», что есть Россия в православном понимании, что выражают такие понятия, как Отечество, Отчизна? И кто наш истинный Отец в безграничном времени? Помним ли мы слова Священного Писания: «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое Отечество на небесах и на земле» (Еф. 14-15)?

Еще в начале века святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Задумаемся над этими словами. Осознаем, наконец, какое великое, ничем неизмеримое, ничем неоценимое сокровище – Православие – даровал нам Бог. Приняв его, русский народ духовно объединился и построил великое державное государство. «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа-хранителя и защитника святынь веры. Эти святыне есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную и государственную так, чтобы препятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся мировоззрение россиян. Это основа основ русского самосознания в том виде, в котором его сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики русской державы…

Кто на протяжении тысяч лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? – Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных  и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь», – подчеркивает владыка Иоанн.

Сегодня нам предстоит возрождать историческую память, познавать прошлое в неискаженном первоначальном виде. И тогда нам откроется, что Россия строилась и защищалась благодаря Православию. Да, мы помним подвиг князя Александра Невского, но знаем ли мы, что он действовал под духовным руководством блаженного митрополита Кирилла? Мы преклоняемся перед мужеством Дмитрия Донского, но знаем ли мы, что его вдохновил никто иной как святой преподобный Сергий Радонежский? Мы благодарны Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому за спасение России, но помним ли о священномученике Гермогене, своим архипастырским посланием поднявшим народ на борьбу за национальную независимость? История русского народа есть история служению Богу, история защиты православного, национального существования. Весь уклад русской жизни в историческом развитии связан с Православием. Быть русским значило быть православным.

«Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой, – указывал высокопреосвященнейший Иоанн, – соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отожествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения».

Сегодня мы как-то «подзабыли», что Русь обязана Православию и своим просвещением. «Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера Православная. Она принесла нам с собою первые письмена для сообщения наших мыслей, для расширения круга наших понятий о Боге и бесконечной любви Его к человекам, о человеке и его высоком предназначении в вечности…», – вопрошает нас из прошлого века преосвященный Дмитрий, архиепископ Херсонский.

Искусство русского народа так же немыслимо без Православия и все его высшие образцы созданы благодаря Православию. Пусть скажут поэты, что написано вдохновенней молитвы, пусть ответят художники, что может быть в живописи более возвышенное, чем Православный храм? Давайте задумаемся, что дает нам Православие.

«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне боле дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам и утешительно видеть вокруг себя? – От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир», – такими словами архиепископа Херсонского Дмитрия можно ответить на заданные вопросы.

А люди, считающие себя русскими, все еще ищут утешения в деньгах, вещах, вине, блуде. Рано или поздно они  разочаровываются во всем, начинают мучительно искать смысл жизни и не находят его. Это и является для них наказанием уже здесь на земле, ибо нет ничего страшнее, чем осознание бессмысленности своего существования. А этот смысл можно найти только, ощущая себя частью русского православного народа. Народа-богоносца, призванного служить высшим идеалам Добра, Правды, Красоты.

Сегодня нам ожесточенно навязывают иное мировоззрение, где нет места святыням. Даже термин такой появился – «новые русские». Богатые, циничные, самодовольные, они якобы олицетворяют собой то, к чему мы должны стремиться. А для этого какие только «модели» построения государства и общества не предлагаются, какие только блага не сулят русскому народу, лишь бы он не пошел по пути, предназначенному ему Богом. Но как завещание, как утверждение истины пусть звучат для нас слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского высокопреосвящейннего Иоанна: «Всем, кто любит Россию, пора прекратить поиски какой-то «современной русской идеологии», искусственное конструирование идеологических и мировоззренческих систем для русского народа. Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности, она пережила века, смуты, войны, революции, «перестройки» и не нуждается в замене или поправке, так как в основе ее лежит абсолютная праведность Закона Божия и Его святых заповедей».

Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере, всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия. И наоборот – покаяние, молитва, обращение к Богу поднимало дух народа и помогало преодолевать тяжелейшие испытания. Еще летописцы Киевской Руси предсказывали гнев Божий за княжеские усобицы, падение нравственности и отступление от евангельских заповедей. Что подтвердилось татарским нашествием. Лишь духовное возрождение, начавшееся благодаря преподобному Сергию Радонежскому и его ученикам, способствовало объединению народа, укреплению веры в победу, военным и политическим успехам.

И все последующие события русской истории доказывают, что за отступление от Православия грядет наказание, за обращение к Богу – прощение и помощь.

Духовный упадок XVIIв. привел к Смутному времени. Об этом свидетельствуют современники тех страшных событий. И только молитвами оставшихся верными православию христиан и, как это было явлено архиепископу Элассонскому Арсению, заступничеством Богоматери «суд об Отечестве нашем переложен на милость».

В конце XVIII-начале XIX вв. в России распространилось французское вольномыслие, масонские идеи. Особенно этим заражены были верхние слои русского общества в столице. Божий гнев проявился нашествием Наполеона и сожжением Москвы. Тогда русский народ начал горячо молиться об освобождении Отечества, которое произошло в день Рождества Христова.

Отступление от Православия привело к кровавым ужасам революции 1917 года, а «безбожная пятилетка» закончилась Великой Отечественной войной. И только обращение русского народа к Богу, молебны в храмах и на фронтах войны, открытие Сталиным церквей спасло Россию от гибели. Под руководством верующего полководца Г.К.Жукова наша армия разгромила врага. И война закончилась победой 6 мая 1945г. в праздник святого Георгия Победоносца. Хрущевские гонения на Церковь в 60-х годах сопровождались Карибским кризисом, угрозой новой мировой войны.

А вспомним недавние события, современниками которых мы являлись. В 1992-93гг. Россию особенно захлестнул разгул бесовщины. Были созданы школы призраков, проводились симпозиумы представителей внеземных цивилизаций, магов, съезды колдунов и экстрасенсов. Мария Цвигун, назвав себя Иисусом Христом, объявила конец света. И, действительно, 1993г. чуть было не обернулся для России катастрофой. До гражданской войны был один шаг. В те роковые дни черного октября вся святая Православная Церковь молилась об умиротворении враждующих. Были отслужены молебны перед чудотворной иконой Владимирской Божьей матери, не раз спасавшей наше Отечество от гибели. И Господь помиловал Россию. Но доколе же мы будем испытывать его терпение? Неужели история нас так ничему и не научила? Россия на краю гибели, а мы все еще раздумываем, за каким новоявленным пророком пойти, под какой транспарант встать, какому лозунгу поверить, по какой Конституции жить. Не пора ли вспомнить, что у нас есть раз и навсегда данный нам Закон Божий, по которому и следует устраивать свою жизнь. И тогда откроются духовные очи, и мы сумеем определить, где ложь, а где истина, где добро, а где зло. А иначе мы просто не сможем бороться со злом, которое, как волк в овечьей шкуре, терзает наше Отечество. И никакая Конституция нас не спасет.

Любое Отечество, желающее избегнуть кровавой смуты, должно опираться на закон. Человеческая совесть требует от закона справедливости: наказывать зло и утверждать добро. Но насколько несовершенны люди, подверженные греховности, нравственному растлению, страстности, настолько несовершенны и законы, которые они пытаются утверждать. Единственно праведный, спасительный для всякой души закон был дан человеку Самим Богом, и закон этот – закон Божий, закон совершенной праведности и абсолютной нравственности.

Сегодня Россия перед выбором. Не перед выбором Государственной Думы или Президента. Перед выбором, как жить дальше – по каким правилам, по какому закону. От того, какая будет у нас власть, мало что изменится в людях. Лжецы останутся лжецами, прелюбодеи – прелюбодеями, воры – ворами, убийцы – убийцами до тех пор, пока не будут бояться Высшего Суда, которого нельзя избежать, пока не будут иметь страха Божьего, пока не станут жить по Евангельскому закону – не лги, не прелюбодействуй, не кради, не убивай.

Каждый из нас перед выбором. И от каждого из нас зависит, будет Россия великим, национально самобытным Православным государством, несущим миру высшую правду, или она станет безлико общемировая,  унифицированная, «придаточная» Западу территория.

Выбор велик. Велика ответственность. Неимоверно трудно осознать свои грехи, очиститься от них, обновить свою сущность. Но не надо унывать. Мы – русские, с нами Бог! К Нему надо обратиться, Ему молиться. «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей…» и Господь поможет нам, если мы своею жизнью подтвердим стремление к Нему. Но чтобы встать на путь обновления, чтобы удостовериться того, что с нами будет Бог, необходимо ответить на вопросы, которые замечательно правильно сформулированы владыкой.

«С нами Бог – помним ли мы об этом, русские люди? Разумеем ли, что сие не повод для гордыни и возношения, но великий дар, ответ за который держать России в последний день на Страшном Суде Христовом? 

С нами Бог – когда мы боремся со злом в себе и в мире, боремся без ненависти и мятежа, смиренно и нелицемерно. Но делаем ли мы это?

С нами Бог – когда мы утверждаем «на земле мир и в человецех благоволение», оставив распри и ссоры, обиды и честолюбивые вожделения, когда «едиными усты и единым сердцем», совокупив святую ревность, жажду к истине и стремление к праведности, устрояем свое земное бытие. Но так ли мы живем?

С нами Бог – когда все силы наши направляем по велениям совести, дабы управить жизнь личную и семейную, общественную и государственную «во всяком благочестии и чистоте», храня сознание высокого достоинства человеческого, не уподобляясь скотам бессмысленным в безоглядной погоне за удовлетворением страстей и похотей. Но стремимся ли мы к этому?

Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвергаем цельное «иго» и «бремя» евангельских заповедей, оскорбляем святыню ложью и пренебрежением – далеко отстоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть так вразумить тех, кто еще способен к вразумлению…»

Не ответив на эти вопросы, мы не сможем возродить Россию, Русь Православную, Святую Русь… Конечно, для этого необходим труд – тяжелый духовный труд христианского подвижничества и покаяния. Необходимо человеческое мужество и стойкость. В мире, кипящем страстями, расставляющем сети соблазнов, пытающемся всеми силами отвратить русского человека от истинного пути, нелегко остаться верным высшим идеалам. Но в стремлении к ним, в борьбе за их утверждение обретает человек смысл жизни, познает ее высшую ценность, видит великую цель. Главное на этом пути – не унывать, не опускать руки. И да будет нам на этом пути в утешение и ободрение звучать слово великого архипастыря  нашего времени – слово владыки Иоанна – молитвенника нашего перед Богом. «Итак, братия и сестры, соотечественники люди русские. Молю вас усердно, вседушно повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести моей – воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовью, омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь начнем нелицемерно – появятся и силы, и ревность… ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы – никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так. Аминь».    

Игорь Евсин

«Слово Владыки Иоанна»