О СМИРЕНИИ » Православный воин - Православный воин

О СМИРЕНИИ » Православный воин

«Всяк возносяйся смирится,смиряяй же себе вознесется»  (Лк18.14).

+ + +                                                                     

(смирение… с – миром) 

Из слов Спасителя мы познаем о существовании двух различныхк качеств и действ: возношения и смирения. Первое «возношение» – как порок души, за которым следует как наказание – «смирение»: «всяк возносяйся смирится».

Второе «возношение» – как награда за иное (второе) «смирение»: «смиряяй же себе вознесется». 

Очевидно различие одного возношения от другого – первого от второго. Первое рождается от гордыни сатанинской, по которой человек себя возносит над другими, унижая последних. Второе от Бога, одаривающего Своих послушников Дарами кротости, смирения, воздержания, мудрости, терпения, послушания… и прочими,чем и возносит их перед остальными. А вот о различии смирений, о том, чем отличаются Христианское смирение от смирения мiрского, мы побеседуем обстоятельнее. 

Смирение есть мир сердечный, происходящий от мысли о каком-либо благе. У человека есть две природы благ: духовное и вещественное, чувственное. От сего и смирение бывает как у Христиан, так и у людей мiра. 

                               О СМИРЕНИИ ХРИСТИАНСКОМ

Духовное – Высшее Благо для человека – ЕДИНЕНИЕ С БОГОМ – есть источник и причина смирения в Боге. 

+Можно сказать так: Смирение – это мир сердечный, происходящий от мысли о высшем благе, удобно достигаемом доступными средствами и посильными трудами. 

Смирение у людей мира сего – «сынов века сего» отличается от смирения христианского именно целью – «высшим благом». У мира сего какие блага? Здоровье тела, красота тела, богатство материальное, удовольствие, власть, слава от человек, жизнь тела – земная жизнь. У Христиан благо одно – Бог в сердце. У людей века сего мечтания о земных благах, коих удобно можно достичь, веселят и услаждают сердца. У Христиан одна лишь мысль о Боге, о Любви безконечной, о том, что вот сейчас Бог в сердце человека, умиротворяет сердце человека, ведущего, что малыми трудами и доступными средствами он, Христианин, обретет в сердце своем драгоценный Клад, Богатство, Дар – Бога. 

Это единственное Истинное Благо – есть единственная цель Христианской всей жизни и деятельности. Это единственная цель всей Христианской Церкви. Цель, определяющая «тесный путь и узкия врата, вводящия в Живот». 

Иная еще некая, хотя одна малая цель, если прилепится к Единственной Истинной Цели, то сразу же расширит и путь, и врата до «широких» и «пространных», вводящих в пагубу. 

У людей века сего Христианского смирения не бывает и быть не может. Ибо мирское смирение определяет людей мира сего. И у Христиан мирского смирения не должно быть, ибо смирение мирское у «крещеных» «прихожан» или у «монахов» и священников указывать будет, что они – пребывающие в прелести язычники .

+

Примеры смирения мiрского: 

1.     Ну и пусть меня называют предателем, зато я сохраню за собой место выгодное;

2.     Ну и пусть с меня смеются, зато мне удобно;

3.     Ну и ладно, пусть друзья бросают меня, зато останусь большее время с семьей;

4.     Ну и пусть меня гонят из дома, зато буду вместе с женихом;

5.     Ну что ж, калека так калека, зато теперь займусь чтением и телевизором! Бегать никуда не надо;

6.     Что ж, погибну, зато память обо мне останется добрая;

7.     Умру, зато прекратятся все мучения. 

Из сего смирения мiрского мы видим, что мiрянин успокаивается, имея ввиду то или иное благо, которое для него в данных условиях, в данном положении, в данное время является высшим благом:

1.     Место выгодное;

2.     Удобство;

3.     Нахождение с семьей;

4.     Быть с женихом;

5.     Читать и смотреть телевизор;

6.     Добрая память;

7.     Прекращение мучений. 

Но с достижением этих благ связано и перенесение неких скорбей, побеждаемых мыслью о благе: 

1.     Поношение от людей;

2.     Насмешки;

3.     Потеря друзей;

4.     Гонение;

5.     Терпение увечности тела;

6, 7. Смерть и мучения неизбежныя. 

Примеры смирения Христианского:

1.     Пусть меня именуют предателем в семье или раскольником, или в прелесть впадшим или еретиком, зато я не пошел против веры и совести и сохранил послушание Богу;

2.     Ну и путь думают что я юродивый, зато мне удомно так молиться – быть с Богом;

3.     Ну что ж, пусть один, пусть вне компании «братской», зато с Богом в сердце;

4.     Ну что ж, придется оставить монастырь, приход, духовника, келью, чтобы иметь возможность молиться, Причащаться, богомыслить и быть в Единении с Богом.

5.     Эх! С Богом в сердце и телом можно поболеть и лишиться чего и даже умереть и мучаться. Ибо для Христианина мучения и смерть, и лишения невосполнимые – остаться вне Бога. А в Боге все блага для Христианина. 

Бог в сердце человека – это то наивысшее Благо, в виду которого все прочие «блага» мира сего не более чем как мираж, обман, прелесть. 

Пример ПРЕЛЕСТНОГО смирения у несовершенных «Христиан»: 

– пусть я не пойду в храм, не стану соблюдать общепринятый пост, не буду исполнять молитвенное правило, не стану носить приличную Христианам одежду, зато сохраню семью, не расстрою родителей и старших, любовь и послушание к которым Бог заповедал. 

Пусть я лучше послушаюсь старших иерархов церковных, игуменью… и хотя нарушу какое Повеление Божее, зато сохраню согласие и мир с братиею и послушание старшим, и останусь в монастыре, в храме, а не уйду в раскол. Ибо раскол церковный – погибель души! Я смирюсь с тем, что меня принуждают остаться без Причащения или молитвы, или богомыслия, или заставляют в чем-либо отступить от Истины, от послушания Богу ради послушания старшим. За это мое «смирение» Бог не оставит меня, ибо «смирение» дорого в очах Божиих. И Бог мне, «смирившемуся», подаст то, что мне нужно и когда нужно. 

Прелесть такого мнимого «смирения» заключается в том, что такой мнимо «смирившийся» успокаивает свое сердце мечтой ошибочной о благе призрачном, которые он будет иметь, не послушавшись Бога ради послушания человека. Какое же это «благо»? Вот оно:согласие и мир с братиею, со старшими, с родителями, с архиереем, …стены монастырские, спокойная тихая жизнь, доброе о себе мнение всех: «Ты, Господи, Сам  поставил старших такими, которые требуют от меня не слушать Тебя, но слушать их. Я себе родителей не выбирал, и игуменом, и священником, и архиереем не ставил. Все, Господи, от Тебя. Мое дело слушаться старших, смиряться… и прочее безумство. 

Ну и что ты, человек, ждешь от Бога, которого ты не слушаешся? Хочешь ли, о человек, узнать пример истинного смирения? Вот смотри. 

Один юноша – Христианин, сказал в духовной беседе священнику: «Я смирюсь с тем, что на меня будут кричать и даже бить старшие и родители за то, что я их не слушаюсь и бегаю в Храм на Молитву и Причащение. 

Или еще пример истинного Христианского смирения: монах признался – буду смиряться с тем, что придется терпеть от братии или даже оставить обжитую келью и родным ставший монастырь, и искать иное место. Но зато останусь в Истине, не буду отступником от повелений Божиих, не стану человекоугодничать! Иначе как смогу иметь в сердце Бога, коли не слушаюсь Его? Лучше как угодно, но со Сладчайшим Иисусом в сердце!

 Что значит смирить кого? 

Смирить – это значит человека мятущагося, беспокойного, отчаявшегося, привести в тихое, мирное состояние. 

Примеры нехристианского смирения кого-либо: 

1.Смирить врагов – значит победить их, и тако сотворить их быть довольными тем, что хотя как-то останутся живыми. Хотя до сего смирения они были недовольны своим достатком, своими условиями жизни, и потому сильно волновались и все думали и рассуждали, как бы им разбогатеть за счет других народов. Но когда их победили, то они уже стали довольными и тем, что у них есть – смирились. Им уже ничего не надо, вернуть бы хотя часть того, что было у них до начала войны. 

2.  В монастыре инока обвинили в том, в чем он виновен не был. Инок стал возражать, спорить, доказывать. Старшим не нравилось, что с ними спорят. Они вызвали игумена. Игумен предупредил, запугал инока, что если тот будет продолжать спорить и не согласится с обвинением, то пошлют его на грязные работы либо вообще изгонят из монастыря. Инок попросил прощения, перестал спорить и пошел на послушание, …затих, умолк внешне. Но на сердце его буря от незаслуженного обвинения усилилась несправедливым к нему отношением игумена. А игумен, указывая на инока, переставшего «буянить», хвалится тем, как он инока «смирил». 

Как смиряет сатана: 

Когда человек опомнится, что он не животное, но высшая тварь, «Царское священие», «друг…чадо» Богу, сомолитвенник и сотрапезник Ангелам …и потянется человек к Богу, в Отечество Небесное, к Истинному Животу, к Любви, тогда враг человеку и противник Богу (сатана) старается запнуть человека, грядущего к Богу, остановить, помешать ему ускользнуть из его челюстей душегубных, устраивая человеку падение через неопытность и навыки греховные – через страсти: в гнев, в блуд, в пьянство, в уныние, в тщеславие и т.п. смущая человека: «Куда ты захотел?! Ты червь! И нет тебе жребия со Ангелами. Живи уж, пока жив … все равно в ад пойдешь со своим рылом…» 

«… СМИРИВШЕИСЯ ЛЮТЕ, Едина Чистая, избави и ущедри мя» (Канон на повечерии в четверг гл.3 песнь 6-ая 1й тропарь).

«Помилуй Благая смирившуюся душу мою лукавыми деяньми, и к покаяния пути настави мя, и твори хотения твоего Сына исправи, и от муки избави» (канон в пяток утра Гл.3 песнь 7я «октоих»).

«… смирении, Тобою возвышаемся, о Тебе высоце держимся, всем Ты еси Покров и к Богу Ходатаица» («октоих» канон на повечерии Гл. 6 «седален»). 

Как смиряют по-Христиански 

Всякий раз, когда Христианин, какого чина и звания он не был, потеряет сердечный мир и падет в сметение, гнев, раздражительность, уныние, отчаяния и т.п. по причине потери внимания трезвения в Боге, отчего Христианин становится духовно немощным и уже не может сопротивляться таким искушениям как: неправидныя обвинения, обман, потери какие, ожидание грядущих напастей, злоба от ближних, болезни и т.п., тогда Христианин может обрести в лице брата по Духу помощника себе, который убеждениями рассудительными напомнит о смысле жизни Христианина, об истинной Цели, об истинном Благе, об истинной и единственной Сладости и Веселии для Христиан, не тяжко достигаемых … О Единении со Христом! Напоминание о том, что сие достигается безропотным терпение скорбей и отречением от всего, что в мире и от самого себя со всеми напастями… Тогда если удастся такими умиротворительными беседами вернуть мир сердцу мятущемуся, то значит удалось смирить брата. Смиривший тако ближнего именуется МИРОТВОРЦЕМ. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»

СМИРЕНИЕ – мир сердца при скорбях,

Оно у тех, кто милость Божию чтит,

Ей сердце веселит, и лишь всегда благодарит,

Хоть жизнь его в напастях и скорбях.

+

СМИРЯЕТ тот, кто силен тем помочь,

В унынии кто или «раздрал одежду»,

Тому, кто «день» забыл и видит только «ночь»

Мир сердцу возвращает и надежду.

+

Тот, от кого напасти и скорбя,

Кто сердца тишину лишь нарушает,

А обрести покой не помогает и думает

Что он смиряет, –

… творит сие по страсти, не любя. 

Священник Александр+