3-го января 2011 года на Первом национальном телеканале Молдовы транслировалась передача, на которой, кроме прочего, рассматривалась и возможность перехода Молдавской митрополии Русской Православной Церкви на новый календарный стиль. На вопросы ведущего и участников передачи отвечал по телефону протодьякон Андрей Кураев. В частности, он заявил, что для принятия такого решения нет никаких препятствий, поскольку различие в календарях сегодня якобы уже никого «не смущает». О неизбежности перехода на новый стиль заявил и митрополит Иллрион. На эту тему мы решили побеседовать со священником Болгарской Православной Церкви отцом Божидаром Главевым.
— Отец Божидар, Вы — священник Болгарской Православной Церкви, в которой с 1968 года решением Синода был введен новый календарный стиль. При этом Вы служите по старому, юлианскому календарю. Почему? Как Вы приняли такое решение?
— Я долго обдумывал это решение, потому что не все так просто. С одной стороны — есть возможность служить в каноничной БПЦ, которая, однако, приняла новый календарь, отступив таким образом от Истины и Православного Предания. С другой же стороны есть ревнители, держащиеся старого календаря, но покинувшие Церковь. Поэтому я пришел к выводу, что если человек хочет подвизаться во Христе, при содействии благодати Святаго Духа, он должен обязательно исполнять две вещи: во-первых, быть в общении с законной церковной иерархией, а во-вторых, не согрешать против Истины и служить согласно своей совести, не уклоняясь ни вправо, ни влево от Предания Отцов. В таком положении возможно только одно решение: быть членом и служителем каноничной БПЦ (что ни в коем случае не означает, что нужно следовать ее отступлениям) и в то же время совершать богослужения по старому календарю.
— Не является ли Ваша позиция противной единству Церкви?
— Принятие нового календаря некоторыми Поместными Церквами — это и есть явное посягательство на единство всей Церкви. Если кто-то действительно безпокоится о единстве, то необходимо уяснить, что оно выражается в трех областях: единство в вере, единство в нравственной жизни и богослужебное единство. Чтобы иметь истинное единство, необходимо быть единодушным с Отцами, которые до начала XX века не допускали, чтобы в Православной Церкви был введен новый календарь. Они согласно боролись и противостояли этому нововведению. Если та или иная Поместная Православная Церковь хочет быть причастной православному единству, нужно просто избавиться от всех нововведений, несогласных с Православным Преданием. В конце концов, в Символе веры мы исповедуем веру не в единство отдельных Поместных Православных Церквей, но в единство Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
— По каким причинам Болгарская Церковь перешла на новый календарь? Как Вы считаете, были ли они действительно достаточными для такого шага? И существуют ли вообще такие причины, по которым возможна смена календаря?
— Много раз мы задавали этот вопрос приверженцам нового календаря, но до сего дня никакого вразумительного ответа не получили. С православной точки зрения не только нет причин для введения нового календаря, но это абсолютно недопустимо по ряду причин, которые мы уже излагали и продолжим излагать во многих публикациях (отец Божидар является главным редактором болгарского интернет-сайта «Буди верен». — Примеч. ред.). Если кратко, причина для введения нового календаря, безстыдно объявленная Константинопольской и Болгарской Патриархией при его введении, — единение с еретиками и «экуменические стремления» этих Поместных Церквей. Это задокументировано в Послании Св. Синода БПЦ от 1968 года к клиру и чадам БПЦ. Но если быть честными, не может быть и речи о каких-либо экуменических стремлениях большей части клира и паствы Поместных Церквей. Это стремления некоторых высокопоставленных иерархов, навязанные извне и направленные на разрушение единства Церкви.
— Андрей Кураев утверждает, что существующее на сегодняшний день «разнообразие» в праздновании православными христианами непереходящих праздников «никого не смущает». Так ли это на самом деле?
— От ветра в своей голове. Так можно резюмировать большинство заявлений популярного, но далеко не самого благочестивого диакона в России. Если это «никого не смущает», то почему произошли расколы во всех Церквах, где был введен новый календарь? Новый стиль — это такое изобретение врага рода человеческого, из-за которого — даже младенцам ясно — в Православной Церкви нарушается литургическое единство. А если действительно это «никого не смущает», то это уже религиозная индифферентность, которая есть плод «экуменических стремлений» и нового календаря. Заметьте и основной аргумент диакона о возможности введения нового календаря в Молдавской митрополии РПЦ: «А почему нет?» Разве это аргумент? На вопрос не отвечают вопросом, если только не хотят уйти от ответа. А что касается разнообразия, думаю, что такое «разнообразие» — это слишком. Некоторые Православные Церкви отмечают Рождество Христово и прочие неподвижные праздники с папой, а не с остальными православными Церквами, и когда одни еще постятся, другие уже празднуют. Где тогда наше богослужебное единство?
— Расскажите, какие плоды принес БПЦ переход на новый стиль?
— Разрушение богослужебного порядка. Подрыв авторитета Церкви. Народ сказал: «Значит и в Церкви сегодня — так, а завтра — иначе». Подрыв церковной дисциплины, потому что когда Св. Синод пошел против канонов, он «срубил сук, на котором сидел». Введение сокращений и безсмысленных поправок в Богослужение и — как прямое следствие — угасание молитвенного духа, безразличие к делам веры и спасения. Исходя из этого, пастырь стал восприниматься как исполнитель обрядов и наемник, а не как тот, кто пасет овец Христовых по завету Спасителя. Не будет преувеличением сказать, что умалилась благодать. Долгое время у нас в БПЦ нет современных примеров святости. Но, скажут некоторые, святость сокрыта. Нет, не может укрыться град, вверху горы стояй (Мф. 5, 14). Если в БПЦ есть святые — они должны быть явлены. Последний явленный святой у нас — это архиепископ Серафим (Соболев) (архиепископ Серафим еще официально не прославлен Болгарской Церковью, однако есть множество свидетельств святости этого праведного Архиерея и до сего дня на его могиле совершаются чудеса. — Примеч. ред.). Поэтому в таких случаях я часто повторяю: «Всякое отступление от Православия — это повреждение ясности духовного зрения и ослабление духовных сил». Со скорбью вижу, что у нас именно так и вышло.
— Есть мнение, что якобы «единство православных христиан между собой важнее, чем любовь кого-то из нас к тому или иному типу календаря». Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения?
— Единство в чем? В пути к аду? Подлинное единство — это единство в Истине. Если какая-то Православная Церковь ошиблась и уклонилась, другие обязательно должны сказать ей: «Погоди, ты ошиблась! Это неправильно!». И с любовью поднять свою падшую сестру. Ведь когда идут несколько путников и один падает, другие помогают ему подняться, а не падают из солидарности с упавшим. Кроме того, крайне нелепо, что радетели нового календаря рассуждают о единстве Церкви при том, что их западные «учителя» неоднократно четко и открыто заявляли, что новый календарь — это оружие для экспансии на Восток, а сами новостильники всегда стремятся к единству с еретиками, а не к единству с православными.
— А если, например, соберется вселенский собор с участием представителей всех Поместных Церквей, и они сочтут, что единство Вселенской Церкви важнее приверженности отдельных Церквей к тому или иному типу календаря, и потому необходимо перевести все Церкви на один календарь, в качестве которого выберут новоюлианский. Будет ли такое решение действительным и обязательным для православных христиан?
— Но почему они отвергают старый календарь? Пусть вернут его, и будет единство. Но если они хотят единства во лжи, то их решения не будут общеобязательными, но, наоборот, — следование этим нововведениям будет гибельным для православных. Преп. Феодор Студит сказал: «Не всякое собрание епископов есть Собор, но только собрание епископов, стоящих в Истине». А русский Патриарх Пимен говорил относительно восьмого собора: «Если что-либо будет на восьмом ожидаемом Вселенском Соборе, что-либо несогласное с Семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе этого не принять». Здесь мы снова сталкиваемся с великой разницей в понимании сущности Церкви и ее единства православными и еретиками. Для Запада Церковь — это человеческая организация, единство которой выражается в бюрократичном, организационном плане. Поэтому для них все выглядит так примитивно: собирается собор, голосуют, и решение готово. Но такое понимание недопустимо для православных христиан, потому что при таком подходе к решению проблем, касающихся Церкви, Бога и спасения, обыкновенно люди сталкиваются с Божиим определением от Исайи: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои (Ис. 55, 8). Западные еретики не видят необходимости пребывать в единстве с Главой Церкви — Христом, Который есть Истина. Они всегда представляют единство как единство по горизонтали, только гуманистическое, общечеловеческое единство. Но пренебрегают единством по вертикали — единством с Главой Церкви, единством с Истиной. Итак, план, который они осуществляют, — создание единой псевдоцеркви (по существу, безглавого, безжизненного, смердящего трупа), которую в свое время возглавит сын погибели — антихрист.
Беседовала Анна Самсонова
Источник: газета «Православный Крест»
16 июнь 2011 /