НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИТСКОГО » Православный воин - Православный воин

НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИТСКОГО » Православный воин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

В прошлое воскресенье Церковь совершала богослужение в честь самого Православия – была неделя Торжества Православия. Думается, что, кроме всего прочего, этот праздник приурочен к 1-й неделе Великого поста еще и потому, что пост, пощение – это дело сугубо православное, неотъемлемая часть нашего христианского бытия и нашего спасения. 

Сегодня, во 2-ю неделю Великого поста, на примере Своего угодника свт. Григория Паламы Господь показывает нам, что общение с Богом, стяжание благодати Духа Святаго, о которой говорит и прп. Серафим Саровский, возможно только при условии соблюдения заповедей Божиих и установлений Православной Церкви, в т.ч. соблюдения поста. 

Пост – это не только дело кухонное. Свт. Тихон Задонский писал о том, что многие постятся телом, но не постятся душой, многие воздерживаются от пищи и воды, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов, и какая им от этого польза? 

И в наше время многие говорят: «я вот не поел» или «я был на хлебе и воде», но придет Пасха, и мы снова распустим не только свои пояса, но и языки, и оскалим свои злые зубы. Сейчас постом обуздываются наши страсти, мы надеваем на них уздечки, а после поста мы забываем об этом, они вновь разнуздываются – и пост насмарку. Из этого следует, что пост – это богоугодная жизнь, жизнь по-православному, как жили святые, которые действительно были постники и в телесном, и в духовном отношении. 

В одном месте в Евангелии сказано, что Господь имел постящееся лицо. Когда Он проходил по Самарии, то Его не пустили в один город, т.к. на лице Христа была печать жертвенной любви, и самаряне-полуязычники сразу заметили это: «И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим» (Лк. 9; 53). 

Так вот, сегодня мы совершаем память свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского (древнее название г.Фессалоники – Солунь), который на своем примере продемонстрировал нам, что такое постническая, богоугодная жизнь, и подтвердил, что для стяжания благодати Духа Святаго надо жить с соблюдением православного учения, заповедей Божиих, любви к ближним. Это необходимое условие для питания нашей души. Ведь мы регулярно питаем свои телеса: едим хлеб, щи, борщи – подкармливаем тело, чтобы замещать разрушенные клетки материальной, вещественной пищей. Вот так же пищей, только совершенно другого характера – не материальной, не вещественной, – надо питать душу. И пищей для души является Божественная энергия, благодать, Сам Дух Святый. 

Свт. Григорий Палама, память которого мы сегодня совершаем, и научает нас, как стяжать эту благодать. Святитель родился в 1296 году в Малой Азии в аристократической семье. Во время нашествия турок семья нашла приют в Константинополе, где его отец стал одним из приближенных к императорскому Византийскому двору, но вскоре умер. Многодетную семью воспитывала одна благочестивая мать – все дети выросли глубоко верующими людьми. Как пишут, свт. Григорий получил прекрасное, блестящее образование, но что намного важнее – он получил православное христианское воспитание. 

Стать истинно православным христианином намного сложнее, чем защитить докторскую диссертацию. В наше время для того чтобы стать доктором медицинских, технических или других наук, надо окончить школу, институт, аспирантуру 3-4 года, защитить кандидатскую, потом работать, читать лекции и при этом еще лет 10 готовить докторскую диссертацию, разрабатывать тему, которую предложит совет института или университета. Сколько надо корпеть, сколько брюк протереть на стульях в лабораториях, сколько безсонных ночей провести! Но зато потом в каком высоком положении находится ученый, профессор – все смолкают, все благоговеют перед ним. 

Но все эти ученые степени – ничто перед смирением и кротостью благочестивого христианина, ибо сказал Господь: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66; 2). А это дается, дорогие, не просто, не за десятилетие, как профессорские звания, а вся жизнь должна быть посвящена стяжанию добродетелей, причем на каждого отдельно взятого индивидуума, человека работает еще много предшествующих поколений. 

Вы помните, каковы были обстоятельства рождения Божией Матери или св. Иоанна Предтечи. Можно представить себе, как за 2000 лет «учились в аспирантуре» предки Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, происходившие из архиерейского и царского родов, – из поколения в поколения Господь избирал самые благочестивые семьи в Израиле для продолжения рода, из которого они должны были воплотиться. Вот какая шла подготовка, какую «диссертацию защитили» они, чтобы дать миру Божию Матерь и св.Иоанна Предтечу – проповедника покаяния, который крестил Самого Бога. 

Нас не надо убеждать в том, что самое трудное, самое сложное в жизни – это приобрести христианский дух, но самому человеку воспитать его в себе почти невозможно. Надо чтобы для этого работали и предыдущие поколения, чтобы нам быть святыми, необходимо, чтобы и родители наши, и деды были благочестивы, потому что это духовное наследство передается через множество поколений. Преподобный Сергий Радонежский вскричал в храме, будучи еще во чреве матери. Он уже от материнской утробы был свят, был призван на службу к Богу, т.к. и родители его были праведной жизни. 

Так вот и св. Григорий Палама получил, с одной стороны, прекрасное внешнее образование, будучи воспитан при императорском дворе, а с другой – в семье были созданы все условия – молитва, пост, – чтобы вырастить такого адаманта духа, дать такой колос христианской пшеницы, каким он стал. Он был настолько удивительный человек, не похожий на многих других святых, что, образно говоря, он летал, а не ходил по земле. 

Можно представить себе, как примерно происходил его уход из мира на служение Богу. Однажды, возвратясь домой, св. Григорий собрал семейный совет: у него была мать и много братьев и сестер (отец к тому времени давно почил), и говорит: «Дорогие мои, жизнь наша временна и скоропреходяща, нам всем по 20-25 лет, проживем еще лет по 50, тело наше сморщится, станет как скомканная бумага или изношенная одежда, богатство пройдет и заржавеет, сгниет. А потом предстоит путь всея жизни – надо будет предстать пред Богом на Суд. Давайте же сейчас займемся подготовкой к вечности, уйдем в монастыри, не будем терять драгоценного времени». Решили и разошлись. Мать забрала дочерей и ушла с ними в женский монастырь в окрестностях Константинополя. 

А у нас, в наше время, пойдет ли семья министра в монастырь, если овдовеет? Да ни за что, не правда ли? Как же можно бросить «мерседесы», дачи и т.п.?! А он, свт. Григорий, сын императорского сановника, взял своих братьев и пошел на полуостров Афон, святой удел Божией Матери. Все разошлись по разным монастырям и отдали себя на выучку духовным «профессорам», которые назывались «старцы-подвижники». Какие тогда были святые люди в XIV веке! 

Свт. Григорий Палама подвизался на Афоне, был на послушании у старцев святой жизни, овладел Иисусовой молитвой, чем стяжал благодать Духа Святаго – Божественную энергию, т.к. чем больше освящается человек, преобладает в нем благодать, тем легче ему молиться. 

И этому была еще одна причина: св. Григорию было легко молиться, потому что он воспитывался в благочестивой семье, где не было ругани, сквернословия, всяких непотребств, которые сейчас видят наши дети. Мало того, что он был благочестивый, верующий – он был девственник! 

Вот условия, которые необходимы для истинной молитвы! 

Можно быть и семейным, и девственником – в духовном смысле, т.е. иметь нерастленный ум. Когда человек не насмотрелся на мини-юбки, суперпрически и т.п., ему легче молиться. Можно родить 20 человек детей и остаться целомудренным, в законном браке, нерастленным душой и стяжать благодать Христову. 

На Афоне свт. Григорий проходил послушание под руководством старца Никодима Ватопедского, когда тот скончался, он перешел под покров другого подвижника – старца Никифора, а после кончины последнего ушел на жительство в лавру прп. Афанасия. Но через три года, стремясь к духовному совершенству, он поселился в небольшой отшельнической обители, где обучался умному деланию – сосредоточенной духовной молитве, которая требует уединения и безмолвия. 

Этот вид подвижничества получил название исихазма. Исихия – по-гречески называется «покой, молчание», т.е. отстранение от этого бренного и грешного мира, который тянет нас.

Святитель Григорий Палама научился стяжать Божественную благодать по четкам в уединении Святого Афона, и так он подвизался много лет. Старцы увидели его дарования и рукоположили в сан пресвитера. Он стал проповедовать, писать богословские труды. И случилось так, что его знания, а также опыт стяжания благодати Духа Святаго очень пригодились и принесли Церкви Христовой большую пользу. 

В это время в Западной католической Церкви, на юге Италии в Калабрии жил некий монах Варлаам. Около 1330 года он прибыл оттуда в Константинополь и стал смущать умы православных людей: распространял ересь, утверждая, что благодать Божественная, Дух Святой, т.е. та небесная энергия, которой мы питаемся, «живем, движемся и есмы» (Деян. 17; 28), тот светящийся нимб вокруг головы святых, якобы есть тварная, материальная энергия, как, допустим, электрический ток или магнитное поле. Это была ересь аналогичная ариевой (когда он утверждал, что Иисус Христос – тварь). 

И вот Господь свел, столкнул две веры, показал, где истина, а где ложь. И свт. Григорий Палама доказал, что эта энергия не сотворенная, не тварная, а Божественная – Сам Бог Дух Святый. Тварная энергия не может просветить человеческий разум, это может сделать только Господь, благодать Духа Святаго: чем больше мы молимся, очищаем сердце от страстей и греховных помыслов, тем больше туда, образно говоря, вмещается благодати, которая просвещает и озаряет наш ум. Не мозг, как кремень, выкресает искру разума, а Дух Святой, который сходит через сердце во все члены нашего тела. 

Когда сердце чистое, благодатное, кроткое, тогда и голова умная, озаренная Духом Святым, светлая, как говорят. Если в сердце пребывает премудрый Бог, то и человек будет премудрым, находясь с Ним, ибо какой хозяин в квартире, такой и квартирант. 

В Константинополе был собран малый собор в присутствии самого императора, т.к. принципиально было необходимо опровергнуть учение Варлаама, второго Ария и Македония (которые отрицали Божеское достоинство Иисуса Христа и Духа Святаго). 

Господь промыслительно подготовил Своего раба – Григория Паламу к тому, чтобы он дал бой еретикам и католической церкви, духом которой был вскормлен этот Варлаам. Представьте себе, каково сознание западных христиан, как извратили они христианское вероучение, если воображают, что Дух Святой есть тварь, тварное явление, можно ли сравнить западное вероисповедание с Православной верой? Конечно же нет! 

Итак, на этом соборе Варлаам потерпел поражение, был посрамлен и побежден свт. Григорием Паламой, который, будучи святым, богословски образованным человеком, доказал и показал на своем опыте и примере, что такое благодать, Божественная энергия! 

Он жил в XIV веке, был современником св. митрополита Алексия и прп. Сергия Радонежского. Какие люди жили в то время, как боролись за Истину и с какой ревностью подвизались о Господе, сохраняя последующим поколениям чистоту учения Христова и передавая нам эстафету святости! 

Победа свт. Григория Паламы над Варлаамом и католической ересью – это и есть Торжество Православия. 

В духовной литературе пишется, что подвижники видели Божественную энергию телесными глазами. Представьте, насколько они были чисты, и вот таким очищенным духовным зрением они сподоблялись узреть Божию благодать. Что же тут удивляться, ведь многие из простых смертных видели, как вокруг святых нимбом сияет свет. 

В патерике или в отечнике описан случай, когда Великий Сысой отходил ко Господу, то его чада, монахи видели, как за ним пришли апостолы, и он засиял. От него исходил сперва неяркий свет, ученики спрашивают: «Отче, что с тобой?» Он им отвечает: «Это пришли за мной апостолы». Потом еще ярче засиял Сысой на смертном одре. «Что с тобой, отче, скажи нам?» – «Это Ангелы пришли за мной». Потом он весь был объят пламенем, так, что нельзя было на него смотреть. «Отче, что с тобой происходит?» – «Это Господь Иисус Христос пришел за моей душой!» 

Видите, как нарастала интенсивность, сила этой энергии, какой полезный урок был дан ученикам, доказательство, что благодать – это не тварная энергия. Да и нам, читающим сегодня эти повествования, есть повод для размышления, что если ты, человек, хочешь быть человеком, христианином, чтобы у тебя на душе соловьи пели, радость всегда на сердце была, то молись, постись, стяжай благодать Духа Святаго и тебе будет легко. Когда от нас будет исходить Божественная энергия, тогда на нас не будут нападать враги, и все вокруг станет добрым, а не злым, и так можно преобразовать весь мир! 

Если бы мы сейчас, 150 млн. россиян, сделались как Григорий Палама, то наше Российское государство – от Брянска до Сахалина – пылало бы в огне благодати! Помните, как прп. Серафим Саровский видел над Россией множество восходящих к небу от земли столбов курящегося дыма. Это огнь молитвы праведников возносился ко Господу – Святая Русь была!Стяжаемая нами благодать – это есть свет, который просвещает разум, подавляет страсти, уцеломудривает человека, делает его добрым, мудрым, радостным – это все в совокупности есть не что иное, как уподобление Богу. 

Помните, как сказано в Библии: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1; 26). И сотворил только по образу, а остальное, т.е. уподобляться Богу, остается нам самим. 

Бог дал нам к этому силы, разум и пример для подражания – пожалуйста, уподобляйся через веру, молитву и труд, через пост и богоугодную христианскую жизнь – и ты станешь тогда, аки Бог. А не просто, как хотели наши прародители: сорвал яблоко – и сразу стал богом. Нет, все дается трудом, а под лежачий камень вода не потечет. 

Виновник нашего спасения Господь наш Иисус Христос распялся на Кресте, после этого вышли на проповедь апостолы, и у людей открылось духовное зрение. Они призадумались: «Вот это да! Бог не сопротивлялся и отдал Себя на смертную казнь – и мы пойдем за Ним!» И пошли за Ним на крестные страдания тысячи мучеников, подвижники заселили горы и пустыни. Вот как Господь заставил наших предков-язычников веровать в Него – не силой, а любовью! 

Это самый разительный пример – жизнью Своей пожертвовал ради всего человечества. «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28; 18), – говорит Господь о Себе. Чем Он стяжал такую власть? Чем Он покорил людей, христиан, уверовавших в Него? Жертвенной любовью! 

И все цари и народы управляются Царем Небесным – Богом. 

Итак, Дух Святой определяет качество духа человека. Если ты христианин, то должен быть и на деле, по жизни христианином, т.е. носителем Духа Святаго. И такой человек, безпрепятственно пройдет на небо, без мытарств, потому что с ним – в его сердце будет Сам Бог. 

Вот такой смысл сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры! Свт. Григорий Палама подтвердил, что пост и назначен Православной Церковью, Духом Святым через апостолов и святых отцов Церкви для нашего очищения и стяжания Божественной благодати. Поститься от всего непотребного нужно не только в Великий пост, но и всю жизнь воздерживаться от зла через веру, молитву и добрые дела. Аминь. 

Архимандрит Петр (Кучер)

11 март 2012 /