«Куликовская битва – это вечная тема» » Православный воин - Православный воин

«Куликовская битва – это вечная тема» » Православный воин

С 16 по 23 сентября в художественной галерее «Традиция» (г. Москва) прошла выставка работ известного православного художника Максима Фаюстова, посвященная 632-й годовщине Куликовской битвы. В демонстрационном зале были представлены полотна художника «На поле Куликовом», «Благословение преподобного Сергия святому благоверному великому князю Димитрию Донскому на Куликовскую битву», «Проводы войска», а также этюды и зарисовки к ним.

Центральное место в экспозиции, безусловно, принадлежало монументальной картине «На поле Куликовом». Это холст высотой два метра шестьдесят сантиметров и шириной четыре метра, на котором изображен момент, когда русское войско уже переправилось через Дон и полки приготовились к бою. Яркое сентябрьское солнце освещает лица героев, играя бликами на их доспехах и щитах. Осеннее синее небо отбрасывает фиолетовые рефлексы на лица, одежду и траву в тени. Знамена с изображением Спаса и Пресвятой Богородицы развеваются на ветру. Звучит горн, барабанный бой возвещает о приближении часа сражения. Благочестивые русские воины осеняют себя крестным знамением.

Открывая выставку, художник пояснил мотивацию своего обращения к теме Куликовской битвы: «Это памятное событие дорого каждому русскому человеку. Оно не перестает тревожить и будоражить как патриотов России, так и ее недругов. До сих пор некоторые лжеисследователи пытаются переписать историю Куликовской битвы, любыми способами стараясь ее исказить: перенести в пространстве, во времени, сократить число участников, свести ее значение к небольшой стычке… Эти попытки лишний раз доказывают, что данное событие является одним из краеугольных камней русской истории.

Мне иногда задают вопрос, зачем я пишу картины о Куликовской битве, когда она уже отражена в работах многих художников. В этих случаях я привожу в пример евангельскую историю. Уже две тысячи лет художники пишут картины на евангельские сюжеты, но никого это не удивляет, ибо тема — вечная. Также и Куликовская битва — это вечная тема. Она неподвластна времени.

Куликово поле — это святое поле. Предводитель русского войска великий князь Димитрий, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя причислены Церковью к лику общепочитаемых святых. В лике местночтимых святых Тульской епархии прославлены все русские воины, живот свой за Веру и Отечество на поле Куликовом положившие. Также причислена к лику святых супруга Димитрия Донского великая княгиня Евдокия. Уже загорался в те годы гений преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного. Время было тяжелое, но удивительное, давшее Руси целый сонм святых заступников.

Мы тоже живем в трудные времена. Но наши предки оставили нам пример самопожертвования. Сейчас стоит вопрос, способны ли мы на подобный подвиг, окажемся ли достойными наших далеких родичей. А мы будем достойны, если постараемся в меру своих сил подражать им и призывать их в молитвах на помощь в своих трудах и в борьбе за Православие и Россию».

Художник пожелал всем присутствовавшим спасения, мира, крепкого здоровья и выразил надежду, что это не последняя встреча.

После речи Максима Фаюстова слово взял иеромонах Петр (Семенов). Батюшка отметил, что, «по мнению древних философов, предназначение художника — воспевать божественное. И действительно, мы видим, что одни художники служат своим искусством Богу, а другие — сатане, совершая различные безнравственные выходки, тиражируя кощунственные изображения и называя это модным словом „перфоманс». Приятно, что Максим Фаюстов старается следовать традициям русского реалистического искусства, лучшие представители которого стремились через свои произведения приводить людей к Богу и Православной Церкви».

Затем выступил православный искусствовед Константин Ермаков, который отметил художественные достоинства картин Максима Фаюстова. По его мнению, реалистическая живопись выгодно отличается от так называемого современного искусства тем, что для каждого человека без лишних комментариев ясен предмет изображения. Искусствоведу остается лишь раскрыть замысел художника, поскольку некоторые картины имеют скрытый смысл, ознакомить зрителя с исторической составляющей события (если это историческая картина), а также указать на некоторые особенности мастерства автора и совершенства художественного решения картины. Если же говорить о так называемом современном или актуальном искусстве, то оно фактически и держится только на труде искусствоведов, поскольку само по себе лишено какого-либо художественного содержания, мастерства и позитивной составляющей. В лучшем случае это безсодержательное изображение, напоминающее палитру художника-реалиста. Можно вставить в рамку палитру любого мастера живописи, и эта «картина» не уступит знаменитому «Черному квадрату». А зачастую современное искусство представляет собой кощунство, дерзкую и вызывающую отвращение попытку поругания Творца и Его творения.

Что касается работ Максима, то в них, по мнению искусствоведа, присутствует и сочный цвет, положенный точно по рисунку, и безусловное композиционное мастерство, ибо не так много художников, особенно в наше нелегкое для развития изобразительного искусства время, способно закомпоновать многофигурную композицию. Большинство живописцев сегодня предпочитают писать натюрморты и пейзажи, поскольку исторические работы требуют серьезных затрат. К тому же люди, приобретающие полотна художников, зачастую не желают задумываться над глубокими темами и отдают предпочтение холстам с незамысловатыми сюжетами: голубым небом, солнечным теплым днем, речкой — отражениями покоя, земной радости и благополучия. Отрадно, что Максим не поддался общей тенденции, не избрал широкий путь, но остался на тернистом поприще исторического живописца.

Когда официальная часть открытия выставки завершилась и зрители стали рассматривать картины, мы подошли к художнику, чтобы задать ему несколько вопросов.

— Максим, в своем выступлении Вы отметили, что сейчас предпринимаются попытки переписать историю Куликовской битвы. Некоторые лжеученые стремятся доказать, что это была не битва, а обычная стычка, что там погибло не сто тысяч русских ратников, а всего лишь около двадцати человек. И вообще якобы сражение произошло не на Куликовом поле, а где-то далеко от него. Но когда художник работает над картиной, он, как известно, изучает исторические материалы, знакомится с археологическими экспонатами интересующего его времени, чтобы суметь грамотно изобразить необходимую эпоху. А Вы в процессе работы над своим полотном сталкивались с доказательствами, опровергающими все эти мифы лжеисториков о событиях на Куликовом поле?

— Доказательств не так много, как хотелось бы, потому что поле Куликово после той памятной даты долгие века служило обычным пахотным земельным наделом, где крестьяне сеяли хлеб. Во время сельскохозяйственных работ пахари находили железные кресты, наконечники копий, сабли, мечи, фрагменты кольчуг, доспехов и шлемов. Но, поскольку железо в средние века стоило дорого, они переплавляли их, изготовляя из драгоценных находок необходимые в хозяйстве орудия труда. Лишь в XIX веке, когда уже многие предметы, представляющие археологическую ценность, были безвозвратно утрачены, на Куликовом поле открылся музей, где начали собирать экспонаты, некоторые из которых дошли до нашего времени.

Другим доказательством служит предание Русской Православной Церкви. Димитриевская родительская суббота, учрежденная святым благоверным великим князем Димитрием Донским по благословению преподобного Сергия Радонежского в память о погибших на Куликовом поле, еще с XIV века прочно вошла в церковный календарь.

Летописные источники, произведения древнерусских авторов, участников битвы, такие как «Задонщина», а также жития святых, в частности, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, являются еще одним свидетельством истинности события.

Есть и субъективные источники, которые, может быть, некоторым покажутся неубедительными, но для верующего православного человека они значимы. Мне посчастливилось дважды побывать на поле Куликовом, где, если можно так выразиться, ощущение присутствия духа наших благочестивых самоотверженных предков неведомым образом подтверждает душе достоверность всего, о чем свидетельствует Православная Церковь.

— Некоторые историки говорят, что на поле Куликовом практически нет костных останков, и на этом основании делают вывод, что битвы не было.

— Тогда было другое отношение к павшим на поле брани. Это сейчас в Карелии можно найти кости наших воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Они с тех пор там и лежат, даже в том положении, в каком застала их смерть. А в Древней Руси всех убиенных отпевали и предавали земле по православному обряду погребения.

— А где похоронены воины, павшие в Куликовской битве?

— Часть их погребена рядом с Куликовым полем, другие захоронены на кладбище Симонова монастыря в Москве. Кстати, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове почивают мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Есть и другие места упокоения останков погибших воинов.

Поблагодарив художника за интересную беседу, мы решили заглянуть в книгу отзывов, которых в этот день было еще не много, и прочли следующие отклики: «Огромное спасибо Максиму за его творчество, которое помогает жить, вдохновляет на созидательный труд и благодушное терпение житейских скорбей. Семья Соколовых из Москвы», «Максим, отличная выставка! Поздравляю с заслуженным успехом! Художник И. Серов», «Слава Богу, что еще есть художники, картины которых можно и даже нужно смотреть с детьми. Они помогают им усвоить героический дух наших благочестивых предков и стать истинными патриотами своей великой Родины — Святой Руси. Священник Владимир Миронов».

Наша редакция присоединяется к поздравлениям зрителей и желает художнику мира, радости, спасения и дальнейших творческих успехов.

Александр МАЛИНИН

24 октябрь 2012 /