КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ » Православный воин - Православный воин

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ » Православный воин

Второе праздненство в честь Казанской иконы Божьей Матери установлено в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 году. После  низведения с престола царя Василия Ивановича Шуйского (1610) междуцарствие. Расстройством гражданского порядка, внутренней крамолой Россия была предана в руки самозванцев и внешних врагов – шведов и ненавистных поляков, которые грабили и жгли города и села, овладели Москвой и привели Отечество на край гибели и поругания. Народ русский чувствовал свое унижение и несчастье, и в разных местах начали создаваться ополчения для избавления столицы и Отечества.

Тогда и Казань выказала своё усердие и выслала (1612) дружины к Москве с образом Казанской Богоматери. Ратники очень верили образу Пречистой, так как от него совершались многие чудеса. Прибывшие к Москве со святой иконой дружины с помощью Небесной Заступницы 26 мая отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли в плен две роты ляхов и множество немцев.

Чудотворный образ пробыл с ополчением в Москве до зимы; обратно его сопровождал казанский протоиерей. По дороге они остановились в Ярославле. В то же время прибыли сюда дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Воины пожелали взять икону с собой, а в Казань послали точный список с нее.

Движимые благочестием, для получения помощи свыше в своем правом деле предки наши обратились с молитвой к Господу и Пречистой Матери Его. Всему православному и народу предписали соблюдать трехдневный пост и учредили торжественные молебны. Бог услышал молитвенный вопль скорбящих об Отечестве и Церкви. Преподобный Сергий явился Арсению, архиепископу Елассонскому, находившемуся в плену у поляков, и объявил, что Господь по молитвам Божьей матери и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы на следующий день низложит врагов и возвратит Первопрестольную православным христианам.

Божественное видение святителя Сергия скоро стало известным российскому воинству. Ободренные воины 20 августа 1612 года мужественно подступили к Москве. Они снова отняли у неприятеля Новодевичий монастырь, прогнали гетмана Ходкевича, а находившихся в Москве врагов морили голодом. 22 октября 1612 года был освобожден Китай-город. Поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, сами сдали Кремль и униженно испросили у Пожарского пощады.

На следующий день, в воскресенье, назначили крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Матери Его благодарности за избавление от врагов. Навстречу торжественному шествию доблестных войск вышел из Кремля архиепископ Арсений со священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, Честный Крест и другие святые иконы, высвобожденные из плена. Воины и народ от умиления и радости проливали слезы и лобызали святыни.

После изгнания врагов из Москвы князь Пожарский освятил в своем приходе храм Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве и в этом храме поставил икону Казанской Богоматери. Священники храма рассказали царю и великому князю Михаилу Федоровичу о чудесах, происходивших от иконы в бою с гетманом Ходкевичем и при взятии Москвы. Михаил Федорович и его мать, великая старица инокиня Марфа Ивановна, прониклись великой верой к образу и установили в честь него праздненство в Москве дважды в год с крестным ходом. Первое праздненство и крестный ход совершают 8 июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое – 22 октября, когда освободилось от врагов Московское государство. В 1625 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский по обету своему украсил икону серебряным окладом и драгоценными камнями.

В 1649 году, 22 октября, было установлено празднование в честь чудотворной иконы Казанской Богоматери по всей России по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России служило радостным залогом будущего благоденствия.

Священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия Романовых на царский престол, икона Казанской Божьей Матери в 1710 году по повелению императора Петра I была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург для освящения новой столицы и поставлена на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора, в Полотняной церкви, устроенной в часовне.

«Оклад на образе Казанской Богоматери, – как рассказывается в летописи, – весьма полюбился архимандриту Невского монастыря Феодосию. Приехав в церковь Казанскую для осмотра порядка церковного, он заметил, что образ Богородичин стоит низко в иконостасе, и всякие люди к нему прикасаются, и велел взять и отвести его в Невский монастырь. Потом, ризу сняв, велел поставить образ в святых воротах монастыря. Узнав об этом, прихожане Казанской церкви очень оскорбились. Император с гневом повелел возвратить образ в прежнем окладе и поставить на прежнем месте в Казанской церкви».

В 1721 году образ Казанской Богоматери был перенесен в Троицкий собор. В1737 году в день освящения новоустроенной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, где ныне Казанский собор, икону перенесли сюда и украсили богатой       золотой ризой и драгоценными камнями – приношением императрицы Анны Иоанновны. Ко дню освящения Казанского собора, 15 сентября 1811 года, на икону положили новую ризу, сделанную из чистого золота превосходной работы, украшенную драгоценными камнями и жемчугом. Большая часть украшений была принесена в дар императрицами Марией Федоровной, Елизаветой Алексеевной и великой княгиней Екатериной Павловной.

В день освящения собора святую икону в присутствии императора, двора, военных, при безчисленном стечении народа перенесли в новоустроенный великолепный храм.

Икона Казанской Богоматери стала святыней Санкт-Петербурга и Отечества.

04 ноябрь 2014 /

Похожие новости

Заступничеству Свенской иконы Богоматери приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов устремились к Брянску, жители города и его окрестностей В 1612 году к Курску подошло многочисленное польское войско, и в дни осады горожанам было ведение над стенами города жены с двумя светлыми иноками, осеняющей город крестным знамением. Жители Курска Татары с ожесточением устремились на ополчение русских, и кровавая сеча продолжалась целые сутки, пока вдруг, устрашенный невидимой силой, неприятель не обратился в бегство, оставив на поле сражения С этим святым образом русские дружины отразили в 1612 году поляков на Сретенской улице. Летопись говорит, что «от церкви Гребневской Богоматери князь Дмитрий Трубецкой двинулся на освобождение Заступничеством иконы Богородицы Седмиезерской граждане Казани сподобились избавиться от чумы, которая распространялась из Москвы вниз по Волге и проникла уже в Казань. Вскоре после этого посещения