Окончание беседы с хуторским атаманом Петром Владимировичем
— В чем главные проблемы современного казачества, и как вы их решаете?
— Главная проблема современного казачества — в самих казаках. Многие казаки считают, что зачисление в казачество может принести им какие-то льготы, преференции и т.п. Иной раз и сам я себя на этом ловлю: надеюсь, что когда-то государство обратит внимание… Ничего оно не обратит, а если и обратит — то как бы прижать побольше, побольше содрать. Все, что было обещано казакам в 90-х годах, все эти законы давным-давно пересмотрены, в них внесены поправки. Везде прописано: «На общих основаниях, на общих основаниях, на общих основаниях…» У казака есть одна привилегия — умереть за Родину. Больше никаких привилегий нет. И своим казакам я говорю: «Ребята, не думайте о том, за что мы будем воевать, думайте, за что мы будем помирать». Потому что помирать рано или поздно все равно придется, но лучше уж умереть за что-то нужное, а не за лишний кусок земли, лишнюю коровенку, лишнюю тыщенку к зарплате.
К сожалению, не получая желаемых привилегий и благ, многие охладевают к казачеству. Когда вступают в наши ряды, думают: «Да, мы будем отдавать, будем жертвовать…». А потом в какой-то момент благие порывы забываются. Это ведь духовный процесс, он должен быть длительным по времени, нужно работать постоянно, а людей хватает только на короткий рывок. И если люди начинают искать выгоду, они на этом зацикливаются, это своего рода зависимость, так же как есть наркотическая зависимость, алкогольная, игровая. Они думают: «Ага, а что же мы такое можем под это дело устроить? Ага, нас уже замечают, есть определенный бренд: „мы — казаки», мы тут такого сейчас наворотим, мы такого сделаем…». Ну, и как наворотят, потом хоть стой, хоть падай, даже стыдно, что назвались казаками.
А корень беды, на мой взгляд, в том, что многие не вполне понимают смысл слов «казачество — воинство Христово». Говорить — говорят, но не вдумываются умом и не принимают сердцем. Храма сторонятся, в богослужениях не участвуют, не молятся, не исповедуются, не причащаются, т.е. не готовят себя к жизни вечной, не стремятся ко спасению души. Отсюда — чрезмерное внимание к мирской жизни.
Это не значит, что казак должен стремиться к монашеству. У него свой путь — воинский. Но и когда вместо молитвы «Отче наш, Иже еси на небесех…» казак вдруг читает «Отец наш небесный, Который на небе…», поневоле задумываешься: а казак ли он? Тем более не по себе, если это произносит уважаемый атаман в стенах Донского монастыря.
Вот и получается часто, что вместо того чтобы в праздник пойти в храм, некоторые казаки тянутся к столу, к рюмочке да стопочке. Разве странно после этого, что они «возрождают» казачество более двух десятков лет? У многих молодых в начале 90-х годов казаков уже народились внуки, а казачество все «возрождается» и никак не может возродиться.
— Видимо, поэтому возник стереотип ряженого казачества и казачьи войска зачастую не воспринимаются всерьез?
— Да, все зависит от нас, от самих казаков — ради чего мы живем. То ли мы живем ради того, чтобы покрасоваться: какие мы красивые! То ли — для того, чтобы сделать что-то полезное. Если видно, что человек делает что-то полезное, то и отношение меняется.
Форма и содержание взаимосвязаны. Конечно же, главное — содержание. Но через форму мы можем осваивать содержание, которое еще не освоили. Сегодня в казаков часто тыкают пальцем: «Ряженые!». Но, извините, если я надеваю форму, погоны, то начинается процесс отождествления с определенным стилем жизни, определенным образом поведения, взаимоотношений с людьми и т.д. Возьмем, например, монашество. Когда монах надевает рясу, он уже не может себе позволить многие вещи, которые казались ему безобидными и допустимыми в мирской одежде. Внешняя форма помогает дисциплинировать себя внутренне.
— Чем конкретно занимается Ваше казачье общество? Какие задачи ставите перед собой как перед атаманом?
— Самая важная задача — из тех людей, которые назвались казаками, сделать настоящих казаков. Для этого нужна тренировка. Но главное, чтобы казаки были сильны духом и не сдрейфили в случае опасности. А тренировка дает дополнительную уверенность в себе, что сможешь победить любого противника.
На сегодняшний день мы несем службу по поддержанию общественного порядка вместе с полицией, патрульно-постовой службой и дорожной службой (ГАИ); работаем с детьми в военно-патриотических клубах.
— Какие у вас планы на будущее? Какова вообще цель организации казачьего общества, к чему вы стремитесь?
— К тому, чтобы казачество играло большую роль в общественной, хозяйственной и политической жизни нашего района. Чтобы это была сила, с которой необходимо считаться, которую бы уважали не только за то, что она сила, но и за то, что она разумная. Когда Черчиллю в свое время задали вопрос: «Зачем Англии такой большой флот?», он ответил: «Главная цель флота в том, что он есть». Так и здесь. Ну а если начнется война — будем воевать. Но лучше подумаем: почему война не начинается? Я считаю, что задача казачьих войск в России в будущем — обезпечение стабильности общества.
— Под будущим Вы подразумеваете уже другую, новую Россию или все-таки ту, в которой мы живем?
— А другой России просто не может быть, если казачьи войска не поднимутся. Возможно, именно через это Господь поможет нам возродить Святую Русь.
Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ
Казаки не изменяют!
Казачество всегда было неразрывно связано с Православной верой и монархической идеей, по праву считаясь «опорой трона». «Никогда крестьянин и казак не пойдут против своего Царя», — говорили Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна. «В этом убеждении, — по словам генерала М.К. Дитерихса, — они были тверды настолько же, насколько и в Православной вере». Также М.К. Дитерихс вспоминал, что однажды, в 1917 году, когда камер-лакей Императрицы Волков доложил ей как слух, что даже казаки в Петрограде волнуются и готовы изменить, она ответила ему спокойно: «Нет, это не так. Казаки не изменяют».
На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек (мужчин и женщин) или 2,3 % всего населения (без учета Финляндии).
В ходе Гражданской войны большевиками проводилась политика расказачивания, заключавшаяся в массовых расстрелах казаков, взятии заложников, сожжении казачьих станиц, натравливании на казаков иногородних. С принятием 11 / 24 ноября 1917 года декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и постановления СНК от 9 / 22 декабря 1917 года началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившиеся в их истребление. Довольно часто расказачивание связывают и с директивой Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года.
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 140 028 людей, называющих себя казаками, из них 95,5 % — в Южном федеральном округе. Абсолютным лидером здесь является Ростовская область, там живет 62,5 % казаков России. Значительную часть казаков приняли у себя Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края — 14,7, 12,5 и 2,8 % соответственно.
Олег Белов
«Православный крест»
28 ноябрь 2011 /