Первая женщина-доброволец в сербской армии погибла в Косово 5 июня 1999 года, помогая раненым бойцам. Через четырнадцать лет в Нише появится улица, названная в честь самой храброй его жительницы.
Как рассказывает ее сестра Весна, жизнь Сладжаны Станкович стала историей любви, храбрости и гуманизма, которые способны продемонстрировать немногие люди, так как эта девушка взяла оружие в руки с первых дней войны, тогда как многие жители Ниша скрывались в страхе перед мобилизацией.
— Станковичи в каждую войну отправляли кого-то из своего семейства, но Сладжана была первой девушкой, взявшей в руки оружие. Никто и подумать не мог, что у нее в голове, пока 24 марта она не пришла домой в форме и не сказала: «Я иду на войну». Отец пытался отговорить ее, сказал: «Сладжана, ты вообще знаешь, что такое война, это не кафана, там гибнут», но это ее не поколебало. Впервые она позвонила через месяц, сообщила радостные вести, что она повенчалась с русским добровольцем Юрием Осиповским в монастыре Святых Архангелов в Призрене. Кумом был ее командир Божидар Делич, — рассказывает в интервью сайту «Телеграф.рс» сестра Сладжаны Весна Станкович.- Обещала приехать с мужем домой 2 июня, но потом я узнала, что она поменялась с каким-то солдатом и он отправился в отпуск вместо нее. 5 июня на санитарном транспорте она вывозила раненых из-под села Планея, когда в них попала минометная мина, выпущенная с территории Албании. Как я позднее узнала, она была тяжело ранена, но жива. Русские на руках донесли ее до больницы в Призрене, говорят, что некий доктор-албанец не хотел ее принимать. Возможно она осталась бы живой, если бы вовремя попала к врачу, если бы ее на вертолете доставили в больницу, а так у нее не было шансов.Семье героини не сообщили о ее гибели, о смерти Сладжаны они узнали случайно.- По телефону он позвонила одна ее подруга и спросила когда похороны. Мы были в шок, сразу пошли в Дом армии узнать что с ней. Нам сказали, что это ошибка, чтобы мы шли домой и нас оповестят о том, где она. Мы еще не успели дойти до дома, когда нас догнали и сказали, чтобы мы шли в военный госпиталь на опознание, — рассказывает Весна Станкович.Она рассказывает, что тяжелее всего ей было, когда она увидела во дворе три пары выброшенных солдатских ботинок, одни из которых были сладжанины.- Ее тело нам отдали в металлическом гробу. На похороны пришел ее супруг Юрий и не знаю сколько русских, целый двор был заставлен их машинами. Юрий был совершенно сломлен, он уехал в город и купил свадебное платье розового цвета, который она обожала и фату. Все это он положил в ее гроб. Он был с нами до поминовения на шесть месяцев, а потом уехал, я слышала, что сейчас он работает при какой-то международной организации в Косово, — рассказывает Весна.После смерти Сладжаны родные нашли ее дневник, где она написала, что из Косово живой не вернется.- Она предчувствовала свою смерть, но это не поколебало ее решимости. Ее друзья рассказывали, что она была бесстрашной и во время жесточайших боев ей удавалось пробиться и привезти бойцам еду и лекарства. Так она и погибла, пробиваясь к раненым, — рассказывает сестра Сладжаны.Отец Сладжаны ненадолго пережил дочь, память о ней, кроме Весны, хранит мать, живущая в селе Прва Кутина, в доме, из которого Сладжана отправилась на войну.
— Мать отказалась возвращаться в Ниш.
29 март 2013 /
Похожие новости
23 сентября 1943 года Валерия Осиповна Гнаровская погибла смертью героя. В наградном листе о ней сказано: «В бою за город Долицу у реки Северный Донец вынесла с поля боя 47 раненых бойцов и 17 марта исполнилось девять лет с начала «мартовского погрома», когда с 17 по 19 марта 2004 года из Косово и Метохии было изгнано несколько тысяч сербов и уничтожено множество церквей и монастырей. Как минимум две группы косовских албанцев воюют в Сирии против законного правительства Башара Асада. Как сообщает албанская приштинская газета «Коха диторе» со ссылкой на информацию из После убийства и изнасилования 17-летней студентки в Казани заговорили, что она успела пожаловаться на кавказцев. 27 сентября Дарье Максимовой исполнилось бы 18 лет Управление парков Сиэтла всюду упоминает вместо слова «Пасха» — слово «весна». На «христианском» Западе также пытаются убрать из языкового оборота слово