ГИБЕЛЬ АПЛ «КУРСК»: ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ИСТОРИИ » Православный воин - Православный воин

ГИБЕЛЬ АПЛ «КУРСК»: ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ИСТОРИИ » Православный воин

Ищите во всем великого смысла. Все события,

которые происходят вокруг нас и с нами, имеют

свой смысл. Ничего без причины не бывает.

Иеромонах Нектарий Оптинский

История одна, но уровни у нее разные, как и уровни понимания                            

Начну с события, которое, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к трагедии в Баренцевом море. В конце февраля 2000 года Герой Советского Союза А.П.Солуянов пригласил меня в паломническую поездку по святыням Курской епархии, предупредив, что с нами будет мироточивый образ государя императора Николай II. Внутренне я был готов к этой поездке: еще в советские времена читал изданные зарубежной церковью книги о царе-мученике, обсуждал их с друзьями, писал стихи о Екатеринбургской трагедии. Осенью 1996 года сделал телепередачу для регионального канала о творчестве замечательного скульптора, курянина В.М.Клыкова. Он тогда со свойственной ему прямотой заявил, что царь – святой, и не важно, какое мнение о нем у церковных чиновников.

В конце ХХ века стали появляться иконы императора, были среди них и мироточивые. С одной из них, находящейся в Москве, мы и совершали поездку в Курск. У этой иконы – особая история. В июне 1999 года по благословению патриарха Алексия II группа верующих облетела с ней границы бывшей Российской Империи. По прибытии в города икона начинала мироточить. Благовонная жидкость истекала и в этот раз. Помню, едем по шоссе, внезапно машина с иконой выезжает на обочину и останавливается: на образе проступило миро!

Чудо произошло в Знаменском кафедральном соборе Курска. Во время литургии миро стало проистекать сразу из двух образов: царя-мученика и списка иконы Курской Коренной Божией Матери «Знамение». Прихожане, волнуясь, теснились у образов, прикладывали иконки, целовали их и плакали от радости. Обе иконы были буквально залиты миром.

Мироточение – чудесное явление, и порой непросто бывает понять, что оно знаменует. С точки зрения рационального, бинарного мышления – это некая случайность, не доказанная наукой и потому не интересная для современного летописца. Данная позиция – почти непоколебимая, как и теория эволюции, несмотря на многочисленные аргументы ученой общественности. Но что поделать, если еще со времен эпохи Просвещения «религия прогресса заменила религию Христа» (Н.Бердяев). Многие философы и историки все еще считают исторически закономерным процесс смены монархического правления демократическим. Но в чем смысл изменений, и как оценить конечные результаты? Здесь мнения расходятся, в зависимости от иерархического положения, уровня информации и формата мышления.

С точки зрения формальной логики, присутствует оппозиция бинарного и тринитарного мышления, рационального анализа и синтеза. Нельзя не согласиться с Р.Г.Баранцевым в том, что бинарная система беспомощна перед проблемой синтеза. Даже истертое понятие «прогресс» в наше «пандемийное» время вызывает много вопросов. А все потому, что история, как процесс возникновения, развития и деградации цивилизаций (культурно- исторических типов), все чаще показывает стоптанные подошвы перед близящимся финалом. «История лишь в том случае имеет положительный смысл, если она кончается, – писал Н.Бердяев. – Земная история должна вновь войти в небесную». И здесь философ не одинок.

Мы вплотную подошли к проблеме веры как составной части исторического познания. «Знание без веры – средина без начала и конца, потому кто ищет не бездушных отрывков, а живого разумного целого, тот необходимо должен соединить знание с верою. Вера – конец и венец всякого основательного знания», – утверждал П.Флоренский, высказываясь тем самым за переход от бинарной схемы к тринитарному (религиозному) мышлению. В середине ХIХ века эту мысль отстаивал А.Хомяков. «Выньте христианство из истории Европы и буддизм из Азии, и вы уже не поймете ничего ни в Европе, ни в Азии». И приводит такой аргумент: «Даже в наше время большая часть европейских потрясений, хотя и возникла, по-видимому, из материальных и иногда самых ничтожных интересов, служит только внешней оболочкой для глубоких вопросов религиозного свойства, управляющих действиями людей без ведома их самих».

Тем не менее, западная рационалистическая парадигма продолжает доминировать. Политические, социальные, общественные явления – все фокусируется на расчленении и противопоставлении. Терроризм – мировое сообщество, права человека – диктатура, коммунисты – демократы, Ельцин – Горбачев. Рациональное зерно в подобной методологии, безусловно, имеется. Чем примитивнее мышление народа, тем легче им управлять и тем охотнее он поддается на шаманские заклинания и сигналы-символы. В условиях дефицита времени и растущего объема информации простым людям достаточно включить светофор, чтобы они стали адекватно соблюдать установленные жрецами правила реагирования на информацию. Скажем, сигнал – Берия. Возникает ассоциативная связь: большой террор, ГУЛАГ, «Берия, Берия вышел из доверия». Достаточно, экзамен сдан. Это первый, низший уровень формирования исторического понимания «массового человека», точнее сказать, рефлекторного восприятия исторических фактов. Не важно, таков Берия или нет. Он таким сделан, его таким принимают, и это главное для манипуляторов.

Дальше пирамида начинает сужаться. Второй уровень понимания истории  назовем историей для интеллигенции. Ей нужно подкинуть что-нибудь позанимательнее, например, исторические исследования, журналистские расследования или документальные фильмы. Умелая компоновка материала способна заинтересовать, заставить думать, и, как правило, соглашаться. Ведь она вписывается в усвоенную этой целевой группой концепцию, учитывает обратную связь, возможные дискуссии. Манеры ведущего, создающего иллюзию независимости и объективности, в заданных рамках, делают результат более предсказуемым.

На этом уровне завершается производство истории для сетевого потребления, она переходит на третий уровень, где начинает преобладать «ручная сборка». Речь идет о трудах историков и специалистов смежных наук. Дискуссии о периодах и этапах общественно-политических формаций, отдельных не проясненных фактах из жизни выдающихся деятелей, юридические аспекты законов и указов – эти и многие другие вопросы муссируются в ученой среде и выходят в свет мизерными тиражами. Но даже здесь существуют строгие рамки. И нередко найденные документы и артефакты с трудом приводят к изменениям сложившихся стереотипов. 

Узкой и весьма специфической прослойкой на этом уровне фигурирует управленческая элита. Для нее готовят закрытые доклады и справки, делают выборки из архивных документов, информируют о том, что в действительности происходило в те или иные годы и какие документы сохранились. Даже крупные ученые не всегда знают о содержании закрытых фондов, откуда высокие чиновники могут получать информацию. С подачи последних переписывается история, даются установки относительно событий и лиц. Эти люди в определенной степени вырабатывают политический курс, другими словами, делают новейшую историю. К примеру, зовут в «общеевропейский дом».

Словосочетание в определенной степени употреблено не случайно. В мире давно уже действуют наднациональные структуры, которые осуществляют глобальное планирование политики, экономики, массовой культуры, пытаются влиять на численность населения планеты. Уровень информации у них несопоставим с остальными категориями, возможности могут показаться нереальными. У этих людей свое понимание истории, из глубин веков они отфильтровывают самое важное для глобального мироустройства. Выше них в земной иерархии никого нет, они подлинные, хотя и непубличные, творцы истории. На данном уровне задействованы магические знания, выходящие за рамки бинарной схемы. Но, как бы то ни было, схема довлеет и здесь, и выход за ее пределы не прибавляет глубины понимания и не приводит к гармонии. Рассудочная парадигма исключает привлечение всех способностей разума, гармонично сочетающихся «в чувстве художественной истины» (А.Хомяков). Поэтому даже на этом уровне не все удается осуществить. «Неразрешимое в пределах истории разрешается за ее пределами (Н.Бердяев). Сделаем еще один шаг вперед.

Пятый уровень истории – онтологический. Это уровень Божественной истины, требующей «высшего духовного зрения, которое приобретается не наружною ученостью, но внутренней цельностью бытия» (А.Хомяков). Здесь – альфа и омега земного пути человечества и грядущего Небесного Иерусалима. Сущее и грядущее открывается в священных книгах, часто в аллегорической, притчевой форме, ибо человек как раньше, так и теперь многого не может вместить. Приобретая обширные утилитарные знания, он теряет целостность восприятия мира, мельчает в рассудочности. В результате произошло то, что гипотетически пытался представить А.Хомяков: из истории Европы рационалисты-ученые «вынули-таки» христианство. Да и Россия с их помощью шагает все той же левой. Влияние Промысла Божия  на земные дела, пересечение векторов земных и небесных не признается за реальные факты, даже очевидные события интерпретируются с прибавлениями слов сверхъестественное, не объяснимое наукой, то есть нереальное.

Кто-то из великих говорил, что, двигаясь вперед-назад по прямой линии, точка не может иметь понятие о квадрате, тем более, о кубе и тем более о структуре кубов. Для этого необходимо тринатарное мышление, снимающее зримые и кажущиеся неразрешимыми антиномии. Нередко историки и политики оставляют попытки прояснить «белые пятна» истории из-за боязни отойти от научных шаблонов. «Деспотизм теории над жизнью – самый худший из всех деспотизмов»,- писал И.Аксаков. А деспотизм шаблона над мыслью?

Конечно, на каждом уровне – своё понимание правды, и оно отличается от тиражируемых интерпретаций. Порой сторонники разных версий годами, десятилетиями убеждают общество в своей правоте, но объективному (тринитарному) мыслителю бывает нетрудно увидеть их односторонность и даже предвзятость. Причина в том, что рациональный подход в принципе не позволяет включить весь объем доступной информации, ибо не вся она за таковую признается. Целостность дробится, превращается в клип, что в конечном итоге приводит в темную комнату, где бегает черная кошка. А может, ее там и нет.

Но вернемся в февраль 2000 года, в Знаменский собор города Курска, где источают миро храмовая икона и образ пока еще не прославленного на канонической территории РПЦ государя. Попытаемся разобраться в произошедшем.

А ведь это уже было…

Икона Знамения Пресвятой Богородицы, как и все образы, символична. «Итак Сам Господь дает вам знамение. Се, Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут имя Ему Эммануил», – читаем в книге пророка Исайи. Эти слова обосновывают иконографический тип или композицию описываемой иконы. Курская Коренная икона «Знамение» считалась покровительницей русского воинства. Глубоко верующий император Николай II не мог об этом не знать. Он дважды (в 1902 и в 1914 годах) посещал Знаменский собор Курска. В последний приезд царю преподнесли список помещенной здесь чудотворной иконы.

В описаниях древних икон не раз отмечалось, как они сами указывали место своего пребывания, оставались невредимыми при пожарах, исчезали, а потом чудесным образом обретались. Курская Коренная по законам материального мира должна была погибнуть. В марте 1898 года группа молодых людей в том же Знаменской соборе подложила под нее бомбу. Но икона выжила, она дождалась царя. Промыслительно Богородица знала, что Николай II останется в России, а русская эмиграция пребудет на чужбину без наиболее чтимых святынь. Провидению было угодно сохранить образ для оказавшихся в рассеянии чад Русской церкви. Но можно предположить, следуя за духовными людьми, что Царица Небесная в образе Курской Коренной сама выбрала для себя дом и взяла над ними попечение. Как сделала это в самой России после отречения государя, явившись в образе «Державной». Мы зрим путь Курской Коренной, знаем, какое значение она имела и имеет для Зарубежной части теперь единой церкви.

Вторая встреча убиенного царя с иконой произошла 17 июля 1968 в Брюсселе, в первом в мире храме-памятнике убиенному государю, где находился образ Курской Коренной. В нем состоялось отпевание царя и всех погибших от рук большевиков. А 13 лет спустя, в Знаменском синодальном храме в Нью-Йорке, в присутствии иконы Знамения, состоялось прославление новомучеников и исповедников российских. И после этого вначале на Западе, а потом и в России православные стали поклоняться иконам царя-мученика. В феврале 2000 года две иконы сошлись в Знаменском храме Курска. В России государь еще не был прославлен, но духовным людям известно, что всякое событие вначале происходит на небесах. Вот и замироточили обе иконы.

На другой день наша паломническая группа прибыла в Коренную пустынь. Мироточение не прекращалось. Всю ночь иноки вместе с настоятелем читали акафист у образа, после чего мы проехали с ним по храмам епархии.

Я не знал тогда, что в эти дни и в других епархиях мироточили иконы царя. 15 февраля, в праздник Сретения, в Иверском монастыре Одессы Николай II и члены его семьи были объявлены местночтимыми святыми. Во время службы на престол снизошел Благодатный огонь. Конечно, в новостях об этом не сказали, как обошли молчанием и мироточение царской иконы, прибывшей в Валаамский монастырь 21 июля, в празднование Казанской иконы Божией Матери. На четвертый день пребывания иконы в монастыре заблагоухали мощи новопрославленного преподобного старца Антипа Валаамского.

Обратите внимание: чудеса, связанные с иконой Николая II, во всех трех случаях оказывались в мистической связи с образами Царицы Небесной.  

До открытия Архиерейского собора РПЦ оставались считанные дни. Иконы мироточили, мощи благоухали, знаменуя прославление на небесах государя и членов его семьи. Так небесная явь высвечивалась на земле, в материальном мире, оставаясь для многих необъяснимыми наукой случаями. Впрочем, в это же время происходили и другие события, вполне земные, но тоже имеющие отношение к готовящемуся соборному прославлению.

«Агония», «Антихрист» тож

7 июля 2000 года по государственному каналу «Культура» в очередной раз был показан художественный фильм «Агония» – о последних годах правления Николая II, его окружении, включая «друга семьи» Григория Распутина. У фильма непростая судьба, он долго лежал на полке, дожидаясь наступления «нового мышления». Впрочем, в самом фильме ничего нового нет. Сделан он был по мотивам романа В.Пикуля «Нечистая сила» и закреплял сформированный еще большевиками миф о царе и  его «кукловоде» Распутине.

К Валентину Савичу Пикулю поборники демократии всегда относились предвзято. Своими популярными произведениями он повышал интерес к истории, формировал свое видение эпох, часто идущее вразрез с их генеральной линией. Но на «Нечистой силе», хотя и не сразу, после критики и охаивания, был негласно достигнут консенсус. Само название выдержано в нужном духе, да и содержание не противоречит большевистско-демократическим взглядам. То ли магия названия подействовала, то ли что еще, но в рабочем варианте фильм именовался «Антихрист». Исчадием ада был, конечно, изображен Г.Распутин. Царь – под его властью, безвольный, растерянный, в порыве отчаяния стреляющий по воронам.

Трудно понять, почему дотошный и патриотически мыслящий писатель пошел на поводу у большевистских пиарщиков. Но роман взяли на вооружение его идейные противники и стали использовать в своих целях. Что такое Церковь для бинарно мыслящих? Одно из учреждений – не более. Так заповедал глядеть на нее еще Петр Великий. И вот готовится Архиерейский собор, прославление царя и членов Царской семьи. Самое время напомнить широким массам об «истинном» облике этого самодержца, якобы добровольно отрекшегося от власти. Напомнили.

Проскальзывала информация о попытках иерархов добиться снятия фильм с показа. Не вышло. Но помните, что случилось с гонителем Христа Савлом по дороге в Дамаск? Сам Господь Иисус Христос открылся ему как То самое лицо, которое он гонит. И Савл, услышав глас, потерял зрение.

Реакция последовала и на этот раз. Неявно, в виде предупреждения – 6 августа – извержением казавшегося музейным вулкана Этна. И более конкретно – 8 августа. В этот день на своей даче был задавлен деревом актер А.Ромашин, сыгравший в «Агонии» Государя. Смерть редкостная, можно сказать, уникальная для человека творческой профессии. Господь забрал его из нашей среды. Кстати, писатель В.Пикуля скончался в ночь с 16 на 17 июля 1990 года, в годовщину  убийства Государя и его семьи. Подобные звоночки раздавались и раньше. Так, актер А.Петренко, сыгравший роль «распутного старца», во время съемок перенес инфаркт. Это в свои 35 лет! Позднее он скажет, что теперь сыграл бы Распутина по-другому.

Но история не терпит сослагательных наклонений. Мы видим двойной смысл событий, небесный отблеск – в земном, отчего действия материального мира становятся объемными, приобретают сакральную информационную нагрузку. И еще один звоночек: 27 августа произошел пожар на Останкинской телебашне. Агония, и только.

На земле, в небесах и на море

12 августа 2000 года православные заговлялись на Успенский пост. Это время строгого духовного и телесного воздержания, приготовления души к празднованию завершения земного пути Царицы Небесной. Надо оставить развлечения, плотскую жизнь, готовиться к покаянию. Случилось так, что в эти дни вынуждены были забыть о многих земных удовольствиях не только верующие: 12 августа в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». В строгий пост экипаж субмарины принял смерть на боевом посту. Страна содрогнулась…

По православному календарю в этот день чтили память святого мученика Иоанна Воина, великого помощника в скорбях.

АПЛ «Курск» была названа в честь победы на Курской дуге, после которой наступил коренной прелом в войне. Под Курском явилась икона «Знамение», названная Курской Коренной потому что была обнаружена в корнях дерева. Смысл виден даже из простого сочетания слов: икона знаменовала грядущую победу в самом грандиозном сражении Второй мировой войны и всего ХХ века. А лодка «Курск»… 

Корнем древа назван в акафисте Царю-искупителю Николаю II царский род. Сам Государь был главнокомандующим армией и флотом. «Радуйся, Русского корабля водителю». Икона Курская Коренная, была взорвана, но не погибла в храме города Курска. Подводный крейсер «Курск» погиб. В феврале 2000 года две иконы замироточили. Зри в корень!

«Во многих иносказательных традициях корабль является символом государственности, символом цивилизации, – пишут авторы сборника «Российское общество и гибель АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года». – Россия – одна из региональных цивилизаций Земли, а ее корабли, их судьбы – это одно из воплощений духа ее народов. Поэтому «мистика» названий кораблей оказывает свое влияние на психологию общества через множество и множество явных видимых и невидимых прямых и косвенных взаимосвязей разнородного смысла, т.е., через ассоциативное мышление, во многом бессознательное.

Поэтому инциденты, происходящие именно с кораблями, возводимые в культовые события, подобно тому, как это было при гибели АПЛ «Курск», – фразы языка посвященных, несущие требования, приказы, выдвигающие в такой своеобразной форме ультиматумы».

Через день после потопления лодки исполнилось 100 дней со дня вступления в должность президента В.Путина. У него состоялся телефонный разговор с президентом США Б.Клинтоном. Российские СМИ с разных позиций, эмоционально обвиняли нового руководителя государства. Надо полагать, за той пеной скрывались и непонятные публике сигналы.

19 августа – в двунадесятый праздник – Преображение Господне происходит череда знаковых событий. Российский разведывательный спутник сделал снимок в норвежском порту американской подводной лодки с поврежденной носовой частью. В этот же день в Москву прибыл директор ЦРУ. Тогда же состоялось освящение храма Христа Спасителя. И 19 августа, в то время, когда в храме проходила служба, информагентства сообщили о прекращении спасательной операции моряков подводной лодки. Надежд на спасение не было.

Все эти дни не только «Курск», но и вся страна находилась в агонии. Одноименный фильм словно послужил прологом массированной информационно-психологической атаки. Каждый час по теле- и радиоканалам «нейтральные» журналисты нагнетали обстановку, фактически держали общество в подвешенном состоянии. Страна жила надеждой: на своих и чужих спасателей, на возможность автономного выживания в одном из отсеков. Надежду усиливали сообщения о идущих с морского дна стуках. «Пиар на костях», «Профессия – душегубы», «Бенефис злобы» – вот некоторые заголовки столичных изданий с характеристиками информационной атаки. Общее мнение выразила в газете «Советская Россия» Г.Тюрина: «Хватит стесняться и деликатничать с недругами Отечества – они-то не стесняются эксплуатировать наше горе! …Преднамеренно фильтруя разноречивую информацию и безжалостно нагнетая отрицательные эмоции, они всеми силами загоняют нас в состояние массового психоза, парализующего сознание и волю».

И вот 19 августа – как удар обухом по голове – в Мурманске официально объявили о гибели подводников. Информационный натиск стих. Теле- радиоканалы сделали свое дело. И никому в голову не пришло подсчитать, сколько за предыдущие дни в стране произошло сердечных приступов и инсультов, обострения различных заболеваний, которые привели к смертельным исходам. Помните слова А.Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». В информационно-психологической войне видимых потерь нет. Но их можно восстановить, запросив статистические данные, по количеству вызовов в эти дни карет скорой помощи и случаев направления людей в стационары. Сравнить с другими месяцами, нарисовать график, и станет видно, насколько отличаются потери информационной войны от войны классической. Думаю, они сопоставимы. Я считаю, что погибших от информационных атак следует признать жертвами информационно-психологической войны. На законодательном уровне.

На другой день,  20 августа в храме Христа Спасителя Архиерейский собор РПЦ прославил Николая II и членов Царской семьи как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских. На другой день… Связь событий несомненна. Согласно числовой матрице русского языка сумма букв, составляющих слова Курск, равна 19. (3,3,9,1,3). Суммы 9 и 1 дает 10. Число погибших на АПЛ – 118, в сумме – 10. Код Пифагора: 1 + 0 = 1. Единице соответствует Солнце. А с кораблем сравнивают Церковь.

21 августа Церковь почтила память святых Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей мореплавания, святых морских чудотворцев. К их мощам жители Поморья прибегали во время бедствия на море. 22 августа – собор Соловецких святых. 23 августа – собор новомучеников и исповедников Соловецких. Это новый церковный праздник, установленный в марте того же 2000 года. И здесь прослеживается взаимосвязь. На островах в Северном море находится Соловецкий монастырь – русская Голгофа, в северных широтах Баренцева моря приняли мученическую смерть моряки «Курска».

27 августа – предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Строгий пост и знаковая трагедия слились воедино. И указующий знак Промысла – пожар на Останкинской телебашне.

Некоторые аналитики видели причину пожара в патологической лживости электронных СМИ, искали объяснение в самом названии башни. В этом есть истина. И все же символика пожара, думаю, в том, что он знаменовал всероссийскую агонию, будучи связан, на видимым уровне, с показом в ненадлежащее время одноименного антиисторического фильма.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Страна начала отходить от шока.

7 сентября на встрече в США Б.Клинтон и В.Путин начали разговор с обсуждения аварии подводной лодки «Курск». Через день на вопрос американского журналиста о причинах гибели субмарины президент России ответил: «Она утонула». И это тоже правда.

По традиции новостная хроника событий высвечивала лишь верхушку айсберга, не пытаясь показать взаимосвязь с событиями из другого информационного поля. Да и сами факты, касающиеся обстоятельств гибели «Курска», были профильтрованы. Версия для клипового сознания активно вбивалась в головы. Нетрудно увидеть и  информацию для целевой аудитории «интеллигенция». Специалисты могут распознать знаки для посвященных. У тайных обществ и магов свои цели и свое видение. Но есть еще и Небесный уровень. Всяк про себя, а Господь про всех – гласит народная пословица.

Но знамения свыше игнорировались. Не замечать их, конечно, можно, не заметить – не получится. Это реальная часть хроники августовских событий, без чего невозможно представить единое целое, прозреть которое может лишь очищенное духовное сознание. Если Господь захочет вразумить, он это сделает. Но прежде самому надо быть готовому вместить Божью правду. Она – не подсказка на экзамене и не информация  для удовлетворения праздного любопытства. Когда человек не готов воспринимать глубинное содержание, мыслить тринитарно, любые доводы будут казаться ему неубедительными, а ложь – правдоподобно.

Вячеслав Ерохин