DataLife Engine > Версия для печати > Жизнь на небе – великий дар Господа - Православный воин

DataLife Engine > Версия для печати > Жизнь на небе – великий дар Господа

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Итак, сегодня пятое воскресенье по Пасхе. Эти воскресные дни от Пасхи до Троицы называются праздниками, потому что все они несут в себе смысловое содержание пришествия в мир Христа и раскрывают результат Его воплощения, страдания, смерти, Воскресения и Вознесения.

Первое воскресенье после Пасхи называется Неделя о Фоме. Господь на примере апостола Фомы уврачевал наше неверие, не ему одному открыл духовные очи, а всем нам еще раз доказал, что Он Сын Божий, пришедший в мир пострадать за род человеческий! Как мы часто говорим на сомневающихся: «Фома неверующий», но если бы мы все были такие, как апостол Фома, мир стал бы другим, был бы рай на земле. Нужно заметить, что Фома был недоверчивым по своему характеру с рождения, поэтому он хотел принять весть о Воскресении Спасителя не от кого-нибудь, а засвидетельствованную Самим Господом. Он просто хотел утвердиться, поставить печать на свою веру. Насколько сначала он выражал свое неверие, настолько потом ревностно исповедовал Воскресшего Христа!

Второе воскресенье по Пасхе называется Неделя святых жен-мироносиц. Господь уврачевал первородный грех нашей праматери Евы и освятил женское естество через Свое воплощение от Пречистой Девы Марии. Как грех вошел в мир через женщину, так жены-мироносицы первые и возвестили миру об искуплении рода человеческого Воскресшим Христом.

Далее — Неделя о расслабленном. Господь на примере исцеления расслабленного показал, что Своим пришествием в мир Он также воздвиг расслабленный, лежащий во грехах род человеческий.

Сегодня же в Евангелии речь идет о самарянке. В праздничной службе на этот день повествуется о том, что Господь пришел сменить Ветхозаветную веру на Новозаветную. Ветхозаветный период — это было как бы духовное детство рода человеческого. И вот эта несовершенная вера, которая только подготавливала богоизбранный еврейский народ к принятию Христа, была отменена и уступила место новому учению о спасении.

В Самарии был колодец патриарха Иакова, выкопанный им на большой глубине в камне, этот колодец был единственным источником воды в той пустынной местности. Кто был на Святой земле, тот знает, какая там каменистая почва, и как редко встречается мягкий грунт. Представьте себе, сколько нужно было приложить труда патриарху Иакову, сколько пота пролить и мозолей натереть, чтобы выкопать этот колодец! И он в конечном итоге добрался до воды, которая находилась на большой глубине, что прообразовало то, насколько далека была еще новозаветная благодать, т.к. со времен Авраама, Исаака и Иакова продлилось 2 тысячи лет, 20 веков до встречи со Христом. Насколько глубок был этот пласт веков, настолько тяжело и глубоко было копать этот колодец Иакову, пробиваясь сквозь неверие и заблуждения своего народа.

Израильскому народу трудно было идти ко Господу в соседстве языческих народов, ведь и сами израильтяне были несовершенны да еще терпели соблазн от окружающих их диких восточных племен. Вот уж действительно, эти народы и были камни, которые пробивал Иаков, копая колодец, т.е. приготавливая проход к встрече с Господом Иисусом Христом, к Новозаветной вере.

Господь пришел и этот колодец — Ветхозаветную веру — упразднил за ненадобностью, потому что Он Сам — Источник благодати, как сказал об этом самаряныне, которую встретил возле колодца Иакова: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4; 14).

Самарянка, собственно, символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и  языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Это была помесь израильтян с ассирийцами и другими народами, населявшими побережье Персидского залива. В 8 веке до Рождества Христова Господь попустил израильтянам попасть в Вавилонский плен на 70 лет за грехи и беззакония, за отпадение от веры отцов. Бог просто так не наказывает, вернее, это неправильное слово «наказывает», Господь ни о чем так не печется и не блюдет, как о том, чтобы оградить народ от безбожия и от падения человеческой души в руки сатаны. Когда человек гневается или осуждает, тоже грех, но это полбеды, ведь согрешивший придет и покается. А вот самое страшное, когда человек теряет истинную веру и погибает, т.к., находясь в заблуждении, уже не осознает своего падения, и сам отвергает средства ко спасению, у него нет аналоя с крестом и Евангелием, к которому можно припасть и раскаяться.

Самарянка олицетворяла собой всех людей, живущих на земле: и евреев, богоизбранный народ, которые знали Бога, хотя и не в Троице Сущего, как об этом было открыто только христианам; и язычников — персов, ливанцев, сирийцев и др., которые заселили территорию плененных израильтян и, смешавшись с остатками евреев, стали называться самарянами. Самаряне из еврейской религии приняли только Пятикнижие Моисея, отвергнув всех остальных пророков.

Как занимательно читать первые пять книг Библии — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, тут легко и прекрасно все повествуется, не оторвешься, когда читаешь. Но за ними следуют писания пророков, которые обличали беззакония людей, бичевали, как кнутом, их пороки, призывали терпеть скорби, как наказание за грехи.

А кнут Божий — это творения святых пророков, книги Премудрости Соломона, богодухновенная Псалтирь. Помните, как обличал пророк Нафан царя Давида: пришел к нему и рассказывает, как один богатый человек отнял у бедняка единственную овцу и зарезал ее, хотя у богача было полно овец, и он в ней не нуждался. Давид возмутился и говорит: «Давай мне сюда этого негодяя, я его сейчас разорву, как он посмел бедняка так обидеть!». А Нафан говорит: «Так это ты!». Разговор шел о Вирсавии, которую Давид незаконно взял себе в жены, послав ее мужа на войну, где тот и погиб.

Как пророк Нафан не побоялся сказать в глаза самому царю, так и все пророки обличали неправду, невзирая ни на чины, ни на лица. Поэтому самаряне и не приняли писания пророков. Ну, безблагодатный был народ и исполнен гордости! Мы, агнцы Христова стада, и то не терпим обличений, а им-то каково было, можно по себе понять духовное состояние этих самарян. И иудеями они не стали, и язычниками их не назовешь.

Когда ассирийский царь захватил Израильскую землю и заселил туда ассирийцев и другие народы, то они принесли с собой языческую веру. Но на Святой земле Господь не терпел язычества и попустил, чтобы стаи львов нападали и терзали поселенцев. Тогда ассирийский царь послал из Вавилона пленных еврейских священников, чтобы они обучили языческий народ истинной вере. Таким образом, самаряне приняли иудейскую веру, но только наполовину. Самаряне прообразовали собой будущих христиан — и из язычников, и из евреев.

Так вот вернемся к беседе Господа с самарянкой, которая впоследствии стала мученицей Фотинией. Она была очень благоразумная женщина, умная, находчивая, и потому Господь избрал ее Своей собеседницей. Какой происходил диалог возле колодца! Чтобы не было соблазна, Господь отправил учеников за яствами в город. Пока те ходили, Господь проповедовал самарянке слово Божие, и это было Его пищей — приводить ко спасению род человеческий. Пищей в том смысле, что питало Его Дух, образно говоря, удовлетворяло и насыщало Его этой радостью. Принесенная апостолами пища из самарянского града прообразовала приведение самарян ко Христу.

Когда Спаситель спросил самарянку о ее муже, она ответила, что не замужем, потому что 5 мужей, которых она имела, были незаконными. В толковании сказано, что 5 мужей женщины прообразовали Пятикнижие Моисея, которое было не спасительно. Этим Господь Иисус Христос показал, что Ветхий Завет был вне Евангельской благодати, и только Господь — Истинный Муж, ибо все человеческие души обручаются в жизнь Вечную и уневестивляются Спасителю. При восхождении на небо истинно верные в соединении со Христом прообразуют брак. В Священном Писании говорится, что семья, брак — это домашняя церковь. Так и душа со Христом — это уже Церковь небесная, торжествующая.

Посмотрите, как Господь благоразумно приводил самарянку к вере! Он не сказал ей сразу: «Оставь ведро и слушай Меня, Я — Сын Божий», — а постепенно подводил ее к тому, что она сама задавала вопросы. С каждым вопросом она умудрялась, училась, восходила от ступени к ступени и возвышалась духовно. Буквально за какие-то часы разговора, пока апостолы ходили за хлебом, она стала истинной христианкой, равноапостольной, сама познала Бога и побежала в город, чтобы рассказать и привести других ко Христу. Господь начал с нуля, постепенно ее наставлял, и когда она по внушению Божию спросила: «Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей?» (Ин. 4;12), то Господь ответил: «Всяк пияй от воды сея вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждеся во веки» (Ин. 4; 13, 14). Видите, как Господь вразумлял, подтягивал ее к познанию, что Он — Сын Божий, и не Сам ей сказал об этом, а она додумалась, постигла эту истину.

А как мы поступаем, когда хотим привести кого-нибудь к вере? Берем сразу за грудки, волоком тянем: «Кайся, негодяй, ты же пьяница, разбойник, а ну иди в церковь!». Кто же так делает?! Диалог Господа Иисуса Христа с самарянкой — вот для нас пример, образец христианской проповеди о спасении, чтобы приводить людей к Богу и покаянию. А если б Он ей сказал, как апостолам: «А ну-ка, иди за Мной!». И что вы думаете, пошла бы она за Ним? Нет, она бы набрала воду, сказав: «Как ты смеешь со мной так разговаривать, иудей какой-то! Мы не общаемся с вами», — и вернулась бы домой, а Он бы остался сидеть у колодца. Не правда ли?

И еще обратите внимание, братья и сестры, что самарянка пришла к колодцу в полдень, потому что она была, как мы ее назовем, многомужняя, и ей стыдно было показаться на людях. Дело в том, что летом в Палестине страшная жара, и днем на востоке никто ничего не делает, все спят и отдыхают, все скрываются от жары, а ночью выходят на работу. А она с прочими ночью не ходила, потому что стыдилась, и пришла за водой днем. Этот день прообразовал наступающий день Христов, Новозаветную веру, пестуном которой был Ветхий Завет. Так и самарянка через это разделение стала христианкой, исповедницей Новозаветной религии.

Вот такой смысл сегодняшнего Евангельского чтения. В этой беседе с самарянкой Господь заменил Ветхозаветный Закон, данный Моисею на Синайской горе, на Новый Закон, который чаяли века и тысячелетия все люди во главе с богоизбранным израильским народом. А искупление Крестными Страданиями Христовыми и омытие Его Кровью людских грехов было актом амнистии рода человеческого. И Господь Иисус Христос Своим пришествием сменил этот источник другим, жизненно необходимым. Если колодец патриарха Иакова был в земле, то новозаветный колодец — сверху нас, с неба изливается вода, текущая в живот Вечный, та благодать, которую нужно добывать верой и стяжать в своем сердце. Вот какое чудо даровал нам Господь: после этой временной жизни — жизнь на небе! Аминь.

Архимандрит

Петр (Кучер)