Церковный фронт » Православный воин - Православный воин

Церковный фронт » Православный воин

О преследовании канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) Московского Патриархата в последние дни немало говорят Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и президент России Владимир Путин. Подробнее о том, что происходит на «незалежной», «Свободной прессе» рассказал координатор Всеукраинского апологетического центра (ВАЦ) во имя Святителя Иоанна Златоуста Павел Бройде. 

«СП»: – Прежде всего, что представляет собой ваша организация? 

1415343586_fr-5996254– Всеукраинский апологетический центр во имя святого Иоанна Златоуста создан в 2011 году по благословению тогдашнего Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Это общественная организация, которая объединяет активных священников и мирян, стремящихся защитить веру и Церковь. Наши отделения открыты более чем в двадцати регионах Украины. 

Задачи ВАЦ определялись изначально как информационно-просветительское противодействие сектам и расколам, представляющим духовную, социальную и психологическую угрозу для граждан. В силу событий этого года, главной проблемой стал раскол и попытки раскольников оказывать прямое давление на Церковь, вплоть до захватов храмов и насилия по отношению к верующим и священникам. 

– Расскажите о событиях последних недель, связанных с захватами храмов Московского Патриархата раскольниками с участием «Правого сектора»? 

– Собственно, то, что происходит сейчас уходит корнями еще в девяностые, если не глубже. Как известно, еще в 1992 году была предпринята первая попытка отделить Украинскую Православную Церковь (УПЦ) от русского православия. Тогда бывшей партийной номенклатуре, внезапно ставшей элитой независимой Украины, очень хотелось управлять не только политикой, но и духовной жизнь граждан. Срабатывала такая тоталитарная рефлексия, при которой очень хотелось подчинить себе Церковь. На этой почве и возник тогда филаретовский раскол. Этой же почвой воспользовались униаты, которые совместно с националистами разгромили три западные епархии УПЦ. Власть закрывала глаза на эти бесчинства, надеясь таким образом склонить УПЦ к автокефалии. Тогда не вышло, но попытки имели место постоянно. А после известных революционных событий в Киеве, все те, кому давно хотелось разорвать единство УПЦ и РПЦ, сочли, что это их звездный час, что на волне напряжения в обществе и военных настроений им удастся наконец-то добиться своего. Сначала пошли в ход угрозы и клевета. Началась полномасштабная кампания очернения УПЦ в СМИ. В чем только не обвиняли Церковь – вплоть до терроризма. Особенно постарались СМИ господина Коломойского. Фактически, общественное мнение начали готовить к гонениям на УПЦ, заранее оправдывать их. Приняли участие в этом телеканалы и других олигархов – IСTV, СТБ и так далее. Особая концентрация черного пиара пришлась на период перед Архиерейским Собором УПЦ 13 августа. Инициаторам антицерковной кампании хотелось таким образом принудить Церковь к автокефалии. Но эффект оказался противоположным – сторонник автокефалии получил на Соборе только один голос. Епископы выбрали новым Предстоятелем УПЦ митрополита Онуфрия (Березовского), архиерея с репутацией человека духовного, настоящего монаха, сторонника сохранения единства и каноничности Церкви. После этого атака на Церковь приняла прямые насильственные формы. Боевики «Правого сектора» врывались в храмы, взламывая двери и избивая верующих и священников, а затем проводили переход культовых зданий в раскольничий «Киевский Патриархат». Это все как вести с боевых фронтов, понимаете? Понятно, что все храмы им так захватить не удастся. Но очевидно, что это и не цель. 

– А что же тогда цель? 

– Запугать. Заставить отделится от РПЦ. Показать епископату, священникам, мирянам, что если вы отделитесь – то у вас этих проблем не будет, к вам никто не будет врываться на литургию, брызгать слезоточивым газом (как это было, например, при штурме храма в селе Ходосы), избивать, захватывать храмы, похищать на улице или из дома, обвинять в терроризме и сепаратизме. 

 – Зачем им это нужно? 

– Ведется активная пропаганда так называемой «Поместной Церкви», которая якобы должна объединить раскольников и нашу Церковь, и даже униатов. 

– Как Вы оцениваете реальность воплощения этого проекта? 

– Пока у него шансов нет. Но они работают в этом направлении. Многое будет зависеть от того, насколько сильное давление дальше будет оказываться. Это вопрос политический. А Церковь вне политики. Её Отечество – Царствие Небесное. А в Нем ждут святые, в числе которых немало принявших мучение в борьбе с унией и расколом. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. И нас это не политический выбор, а духовный – принять автокефалию, это значит в угоду политикам отказаться от благодати Таинств, от наших святых, от Самого Христа. И если данная дилемма – безопасность или благодать Церкви станет остро – каждый православный человек, мирянин или духовное лицо, вынужден будет выбирать. 

– Как будут развиваться события в ближайшее время? 

– 14 октября ожидались массовые нападения на храмы. Их анонсировали боевики перед своим праздником – годовщиной создания УПА. Наш Центр обратился к властям Украины с призывом обеспечить законность и защиту прав верующих УПЦ. Мы были не единственные, кто выступил с таким обращением. В результате вопрос оказался в центре общественного, и, частично, международного внимания. Результат последовал: по нашим данным из Кабинета министров были звонки губернаторам областей и указание «не трогать УПЦ до выборов». Так что есть надежда, что еще неделю храмы никто не тронет, а потом нужно ждать новой волны нападений. 

– Какие действия предпринимаются УПЦ МП и ВАЦ по предотвращению подобных захватов в будущем? 

– Нужно признаться честно: УПЦ не была готова к такому повороту событий. Поэтому сейчас новое священноначалие делает очень многое для того, чтобы защитить верующих, наши епархии и приходы. Часто инициаторами выступают именно епархии. Кое-где появляются группы быстрого реагирования верующих. Но это инициативы снизу, от благочиний и епархий, в которых понимают, что угроза есть и на милицию особой надежды нет. В ВАЦе готов к запуску правозащитный проект, начата работа с международными правозащитными организациями, есть компетентные юристы, включая специалистов по ЕСПЧ. В целом разработана большая программа не только по защите храмов, но и по противостоянию информационной дискредитации. Для полноценного запуска не хватает пока поддержки, но есть надежда, что это временные трудности. Важна самоорганизация прихожан на местах: юридическая фиксация состава общины, списки людей, способных принять участие в защите храмов. Важно, чтобы подобная организация происходила на основе приходов, а не как-то отдельно. Ведь инициаторы гонений не понимают одной вещи – они своими действиями могут спровоцировать религиозное противостояние, последствия которых трудно предсказать. Поэтому важно, чтобы организация прихожан строилась вокруг священника – он может направить людей и гарантировать, что это будет сугубо защитная деятельность. Что она не примет форм ответной агрессии. Пока у нас два приоритета – чтобы люди в Украине понимали, что помои, которые сегодня выливают на Церковь, это не более чем черный пиар. И чтобы в мире заметили ущемления прав верующих самой многочисленной конфессии в Украине. Но ВАЦ хоть и общественная организация, но все же православная. А значит главная надежда на Христа, Который сказал о Своей Церкви «врата ада не одолеют её». 

– Какова в целом на Ваш взгляд роль канонического православия в современном украинском обществе? 

– УПЦ – это единственная каноническая Церковь в Украине. Сложно представить историю Украины без православия. И сложно представить себе УПЦ вне единого православного пространства с Русской Церковью.  Политические отношения изменчивы. Меняются эпохи и меняются ситуации, а вместе с ними и настроения в обществе. Те кто сегодня ратует за отделение от РПЦ по политическим мотивам, часто забывают о том, что совсем недавно сами ездили в Москву и решали там интересующие их политические или бизнес вопросы. Их позиции изменчивы, как ветер. А духовные узы – вечные. Это категории совершенно иного порядка. Но людям, которым политика ближе, чем вера – это сложно понять. Они смотрят на Церковь через политические очки. И сквозь них ошибочно воспринимают УПЦ как инструмент политического влияния Москвы. Отсюда и ненависть. А список «доброжелателей» давно известен – как геополитический, так и внутриукраинской. И сколько бы священноначалие УПЦ не призывало к миру, не выражало свой патриотизм по отношению к Украине, для них УПЦ все равно останется объектом ненависти. И, увы, в силу этого вероятность нарастания гонений на УПЦ крайне велика. Это не впервые в истории нашей Церкви, пережившей множество гонений от языческих, до большевистских. Переживет и эти, будучи по словам Христа «столпом и утверждением Истины». 

Хроника гонений на УПЦ Московского Патриархата 

15 августа подожжены Свято-Симеоновский и Свято-Сергиевский храмы в Николаеве. 17 августа захвачен Свято-Михайловский храм в городе Остров Ровенской области. 23 августа забор кафедрального Свято-Воскресенского кафедрального собора в Киеве разрисован надписями «Смерть врагам!» и «Смерть московской церкви!» 31 августа захвачен храм в часть иконы Божией Матери Казанской в городе Рачин Ровенской области. С 1 по 7 сентября захвачены сразу четыре храма – два в селах Милиево и Кибаки Черновецкой области и два в селах Печихвосты и Угриново Винницкой области, а также совершена попытка захвата храма в селе Ивання Ровенской области. 11 сентября захвачен храм Святых Косьмы и Дамиана в селе Судобичи Ровенской области. 13 сентября попытка захвата храма Святого Духа в селе Пасечное Киевской области. 20 сентября захвачен храм в честь Нерукотворного Образа Божией Матери в селе Ходосы Ровенской области. 28 сентября захвачен Свято-Покровский храм в городе Турка Львовской области. 5 октября захвачен Свято-Михайловский храм в селе Бутин Тернопольской области, произведена попытка захвата храма Святых Бориса и Глеба в Переяслав-Хмельницком Киевской области (мобилизовавшиеся верующие отогнали «правосеков»). 6 октября в Ровенской области распространяются листовки от «Правого сектора» с призывами «Смерть московским попам!» и «начать АТО против московской Церкви». 16 октября – поджог Свято-Покровского храма в селе Носовка Черниговской области. 19 октября – попытка захвата храма Преображения Господня в селе Белозерье Черкасской области. 21 октября – захвачен Свято-Троицкий храм в селе Повча Ровенской области. В ночь с 23 на 24 октября взорвана самодельная бомба с черной краской у дверей воскресной школы храма Святителя Луки Крымского в Сумах. 

Источник: http://svpressa.ru/politic/article/103055/ 

07 ноябрь 2014 /

Похожие новости

Перед всей нашей Церковью стоит нелегкая задача. Русская Церковь – не как мистическое Тело Христово, а как организация и общность верующих людей имеет три пути развития. Первый путь я условно называю Мученица Параскева (Кочнева) родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила с родителями и во время гонений на Характер деятельности Кураева – сугубо антицерковный, тем паче, что он не выступает носителем никаких поручений ни Святейшего Патриарха Кирилла, ни ОВЦС. Он сам заявляет, что не является посланцем В Киеве прошел митинг возле посольства России под лозунгами защиты православия как оплота Святой Руси и против клеветнических нападок на Свято-Боголюбовский монастырь. Несколько десятков людей Не дело УГКЦ выделять или не выделять Московскому Патриархату землю во Львове, для этого существует власть, “но если говорить о том, против мы или нет, то абсолютно не против”. Об этом глава