Борис I княжил в Болгарии в 852-889 гг. Во время его правления страну посетили многие несчастья и бедствия: мор, голод и войны. И все это навело язычника Бориса на мысль: не гнев ли Божий проявляется таким образом? В Болгарии, где было уже немало христиан, нашлись проповедники, которые утверждали князя в том, что и в самом деле все эти беды были карой Божьей за ложь, исповедуемую им и подданными. Вспомнились князю и предсмертные слова его брата Баяна: «Напрасно думают остановить веру моей смертью… На всяком месте с Болгарии будет поставлено знамение креста, а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут…» И Борис решился принять христианскую веру и просветить ею народ.
К болгарам из Греции был прислан епископ, который совершил обряд крещения над Борисом, принявшим имя Михаил. Патриарх греческий Фотий, участвовавший в просвещении болгарского народа, писал Борису: «Начав усердием в проповеди Слова Божия, не оканчивай небрежностью, а постарайся, чтобы конец соответствовал началу, а жизнь – вере. Созидай храмы во имя Божье и в честь святых по установлениям церковным: приучай народ собираться в них, дабы в общем собрании, умилостивляя Бога и принося Ему общее славословие, все утверждались в единомыслии и приобретали спасение и пользу».
Православие и просвещение особенно процветали в Болгарии с тех пор, как туда прибыли ученики просветителя славян Мефодия; Михаил принял их с великим почетом, с любовью беседовал с ними, учился под их руководством «древним историям и житиям святых», слушал их на родном языке. Под покровительством князя эти православные учителя переводили книги, открывали училища. Михаил основал монастыри и кафедры там, где христианство было слабее.
Князь до самой старости занимался христианским просвещением народа и часто проводил целые ночи в храме, скрываясь, чтобы не быть узнанным, под одеждой простолюдина.
После тяжелой болезни Михаил передал правление старшему из своих сыновей Владимиру (892), а сам удалился в монастырь. Между тем, оказалось, что Владимир был недостоин предоставленной ему власти и даже старался совращать народ с христианского пути. Этого старец Михаил вытерпеть не мог. Сменив свою одежду на царское облачение, он выступил против своего сына, отнял у него княжение и передал его младшему сыну Симеону, сам же возвратился в монастырь. Здесь, усердно исполняя иноческие обеты, он не переставал заботиться и о судьбе своего народа; с любовью принимал всех искавших его совета; содействовал общему просвещению, убеждал способных людей переводить полезные книги с греческого на славянский язык.
Князь Борис (Михаил) скончался в 907 г., и святая Церковь причислила этого «просветителя Болгарии» к лику святых.
14 май 2013 /
Похожие новости
Святой мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь Боян обратился к нему с Объезжая страну, он «и язычникам громко проповедовал спасение Божие», и всем объяснял спасительные догматы и заповеди Священного Писания. В каждом округе у него были ученики. Его никогда Его милосердие и кротость доходили до того, что он боялся карать даже преступников, и епископам иногда приходилось убеждать его в необходимостинаказания. Сокрушаясь о своей прежней жизни, Владимир Князь Ростислав, в крещении Михаил, был сыном святого отца, великого Мстислава, и внуком благочестивого Мономаха. В молодости он славился мужеством и храбростью, проявленными в сражениях. Вместе с Князь прослушал Божественную службу, причастился, объявил свои последние распоряжения и, взяв Псалтырь, стал читать. В это время в шатёр вбежал отрок и сообщил, что приближаются князь Георгий и