Святитель Митрофаний Воронежский (1623-1703) — «великий и преславный чудотворец и града Воронежа первый архипастырь» — родился во Владимирской губернии от благочестивых родителей 380 лет назад. Нареченный при святом крещении Михаилом — в честь архистратига и вождя небесных ратей — он воспитывался в душевной чистоте, истинном благочестии и православной вере.
25 июня 1682 года он участвовал в венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей и держал в руках царскую державу и венец будущего императора.
Тогда же чудотворным Казанским образом воронежский святитель благословил юного Петра, предсказав ему великие победы и основание державного Санкт-Петербурга. «Возьми икону Казанской Божией Матери и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Ничего тогда не страшись — ничего! Ты победишь и сам побьешь много врагов. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу — великий град в честь Святого Петра… Казанская икона будет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога!»- так гласит святое пророчество.
История подтвердила правоту слов воронежского чудотворца о победах Великого Петра и особой судьбе избранного самой Богородицей города — в дни блокады и военного лихолетья.
Суровому времени нужны были мужественные и сильные духом подвижники. Руководство Воронежской епархией потребовало от святителя Митрофана громадной энергии, христианского подвига и большого терпения. Обращаясь к священникам, он говорил: «Подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них!» Наставляя других, святитель сам был образцом для подражания. Краткий, приветливый, одинаково доступный для богатых и бедных, он был истинным пастырем своего стада, добрым отцом и заступником всех обездоленных — сирот, вдовиц, немощных и убогих. Архиерейский дом его был открыт в любое время для всех нуждающихся. Посещая тюрьмы и узилища, кротким своим словом он утешал измученные души и ожесточенные сердца. Этим он заслужил всеобщую любовь и уважение.
За 20 лет архипастырской деятельности святителя Митрофания в Воронежской епархии к числу уже имевшихся 182 храмов прибавилось 57 новых, не считая 46 церквей во вновь приписанных городах и уездах. При нем был построен огромный Благовещенский собор (1690), украшенный шестиярусным иконостасом прекрасной работы, к освящению которого (1692) государи Петр и Иван Алексеевичи пожаловали 160-пудовый колокол. Благословляя строительство новых храмов и монастырей, святитель строго оберегал православную веру от раскольников и иноверцев, ревностно заботясь о духовном просвещении, благочестии и нравственной чистоте священников и мирян. В его проповедях, полных благодати и милосердия, звучала любовь святителя к Отечеству, труженикам и защитникам Земли Русской.
Желая обезопасить южные рубежи России и открыть выход к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с Турцией. Первый поход под Азов (1695) окончился для русских неудачно, так как не было флота, который подкреплял бы действия русских войск с суши и препятствовал турецким кораблям доставлять продовольствие и боеприпасы в осажденную крепость Саадуль-Ислам — т.е. «Оплот ислама», как в империи полумесяца называли построенный в устье Дона Азов. Местом строительства будущего флота был выбран Воронеж с его обширными корабельными лесами.
«И падал лес под топорами,
Визжали пилы и росли —
Гроза Азова — корабли».
(И.С.Никитин)
Наблюдая за постройкой судов, царь часто посещал корабельные верфи Воронежа, усердно работая топором, как простой плотник. Близ Успенского монастыря были построены — царский дворец и адмиралтейство, дома сподвижников Петра и парусный двор, а для корабельщиков-иноземцев — немецкая слобода и две кирхи.
Титанические усилия русского народа и железная воля царя-преобразователя дали свои плоды — ко второму Азовскому походу (1696) были построены — 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов. Участь Азова была предрешена! Осажденный с суши и моря турецкий гарнизон 19 июля 1696 года капитулировал. Победа армии и флота была настолько значительным событием, что нашла отражение почти во всех видах изобразительного искусства. В Московском историческом музее хранится икона «Азовской Божией Матери», написанная после Азовских походов в конце XVII века. В образе Георгия Победоносца легко угадываются черты молодого Петра, а священные тексты заменены на стихи, прославляющие мужество царя и победу русского оружия, эхо которой разнеслось по всей Европе.
В победе Петра Великого под Азовом была и молитвенная помощь святителя Митрофания Воронежского, который смотрел на войны Православной России с турками и крымскими татарами, как на борьбу «против неприятелей креста святого». В письме от 10 августа 1696 года, написанном по поручению государя, дядька царя Никита Зотов просил у святителя Митрофана — келейных и соборных благодарственных молитв за такое милосердие Божие и молитв о здравии государя и русского воинства. Заботился милосердный пастырь и о ратниках, «живот за Отечество положивших». В синодике Благовещенского собора, составленном самим Митрофанием, поминаются православные воины, скончавшиеся на пути к Азову и убитые под стенами турецкой крепости, погибшие в сражениях и умершие в плену.
Воронежский край — колыбель русского военно-морского флота! По подсчетам историков, Великий Петр приезжал сюда 12 раз с 1696 по 1722 год, проведя на воронежской земле в общей сложности 400 дней. Управляя из Воронежа Россией, царь принимал здесь важные решения по внешней и внутренней политике государства. Сюда приезжают иностранные министры и дипломаты, предприниматели и купцы, кораблестроители из Англии, Голландии и Венеции. Здесь учреждается Адмиралтейский приказ, ведающий строительством боевых кораблей и открывается школа (1703) для подготовки морских офицеров российского флота. В апреле 1709 года Петр из Воронежа уезжает в действующую армию под Полтаву и возвращается сюда в декабре 1722 года после победоносного Персидского похода. В феврале-марте 1703 года, по благословению Митрофания Воронежского, здесь закладывается идея основания державного Санкт-Петербурга — будущей столицы империи.
Взятие Азова было только началом борьбы России с Турцией за берега Азовского и Черного морей. Для этой борьбы Петру были необходимы союзники, сильная армия и военно-морской флот. 20 октября 1696 года Боярская Дума приняла знаменитый указ
— «Морским судам быть!» Эта дата стала днем рождения русского военно-морского флота. Не покладая рук, работали над постройкой и украшением кораблей воронежские адмиралтейцы. Кораблестроение шло невиданными темпами, вызывая изумление иностранных наблюдателей. Корабли, бригантины, галеры, брандеры сходили со стапелей один за другим. Удивляли и названия «Цвет войны», «Благое начало», «Отворенные врата», «Сила», «Миротворец», «Старый дуб». Присваивались кораблям имена святых воинов и апостолов — «Святой Георгий», «Святой Матвей», «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Спуск на воду каждого корабля торжественно отмечался богослужением в Успенской церкви, построенной в 1694 году и получившей название «Адмиралтейской».
19 ноября 1698 года — в день святого апостола Андрея Первозванного — на Адмиралтейской верфи Воронежа был заложен 58-пушечный корабль «Гото-Предестинация» — «Божие Предвидение». Строительство военного корабля велось русскими мастерами-адмиралтейцами — по проекту, чертежам и личном участии царя-плотника. 27 апреля 1700 года при благословении святителя Митрофана, пушечном салюте и ликовании народа — «государев корабль» плавно сошел со стапеля и через минуту гордо покачивался на спокойных водах Воронежа.
Петр Великий уважал и любил святого Митрофания Воронежского. Бывая в Воронеже по корабельным и иным делам, он подолгу беседовал с ним о Боге, Отечестве и флоте. Часто посещал его богослужения и всегда старался чем-либо отличить усердную деятельность святителя «к государю и всему христианскому народу». В храмовый праздник Благовещения 25 марта 1696 года государь присутствовал в кафедральном соборе за литургией, которую совершал Митрофан Воронежский, причем на правом клиросе пели государевы певчие. 12 апреля Петр слушал здесь пасхальную утреню, и когда началось чтение пасхального канона, с кораблей и галер по приказу царя производился пушечный салют — в честь Светлого Христова Воскресенья. Оказывая знаки своего расположения, государь пожаловал святителю два архиерейских облачения, вышитых золотыми узорами и серебряными травами. Внимание государя настолько радовало святого Митрофана, что в одном из писем он сообщал патриарху «о благоприятстве и милостивом жаловании» к нему царя. И в последующие свои приезды в Воронеж Петр Великий, по примеру прошлых лет, присутствовал за богослужением на храмовых праздниках Благовещения у Митрофания Воронежского, после которых обедал у него с морскими и воинскими чинами.
В составе монастырского «кумпанства» Рязанского митрополита Аврамия святитель принимал участие в постройке двух кораблей и трех боевых галер. Помогал он царю-труженику и деньгами «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже», говоря, что всякий сын Отечества должен помогать государству в его нуждах. В 1700 году Митрофан Воронежский принес в дар русскому военно-морскому флоту — 4 тысячи рублей серебром, спустя год еще 3 тысячи. И всякий раз, как только накапливались у святителя денежные суммы, он немедленно отсылал их к государю или в Воронежское Адмиралтейство с надписью — «на ратных».
Сочувствуя добрым начинаниям Петра, он говорил ему правду и смело обличал, как ревнитель православной веры и благочестия. После Нарвского поражения 19 ноября 1700 года, как святитель и духовный старец, он утешал и ободрял царя-воина, вдохновляя его не великие дела и ратные подвиги. Оказывать государю помощь он считал своим долгом. Тяготы, связанные с постройкой флота, раздражали народ, выражавший свое недовольство в глухом ропоте, поджогах и побегах с воронежских верфей. Святитель в церковных проповедях и молитвах объяснял всю государственную необходимость кораблестроения и пользу для России военно-морского флота, внося умиротворение и понимание во многие сердца.
Последнее свидание Петра Великого и воронежского святителя состоялось 28 февраля 1703 года, когда государь со свитою посетил архиерея и был принят с обычным гостеприимством. Зная как дороги святителю успехи и победы России, государь 6 марта 1703 года прислал ему в подарок гравюру с изображением штурма русскими войсками 11 октября 1702 года шведской крепости Нотебург, переименованной в Шлиссельбург (Ключ-город), которая открывала выход России к Балтийскому морю. Наряду со святыми образами петровская гравюра украсила скромные архиерейские покои. Более не суждено было увидеться великому святителю и великому государю. Смерть Митрофания Воронежского освятила 1703 год — год основания Санкт-Петербурга и Балтийского флота.
Ревностно потрудившись на пользу Православной Церкви и своего Отечества, он по праву заслужил имя — «светильника веры, ревнителя благочестия и преславного России чудотворца». Не имея за собой «ни злата, ни сребра», он показывал пример скромности, чистоты и нестяжательства. В своем духовном завещении он призывает священников, правителей и мирян жить в правде Божией: «Жизнь духовенства должна быть всегда благочестна, свята и благочинна. Правители да творят суд праведный и нелицеприятный. Для всякого же человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность (умеренность) — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши». При пострижении в схиму святитель Митрофан принял имя Макария — в память преподобного Макария Унженского, в обители которого он был игуменом до возведения в сан Воронежского архиерея.
23 ноября 1703 года не стало святого молитвенника и первого архипастыря Воронежа. На его погребение 4 декабря в Благовещенский собор пришло множество православного народа. Явился и Петр Великий с воинскими и морскими чинами и русскими мастерами-адмиралтейцами. Отдавая почести Митрофанию Воронежскому, государь лично нес гроб святителя, а опуская тело усопшего в могилу, сказал на прощание: «Не осталось уже у меня такого святого старца! Ему же будет вечная память». Эти слова царя-труженика были лучшей поминальной речью над могилой труженика-святителя. Великие патриоты России, они оба служили Богу, Отечеству и флоту. Известный русский историк XIX века С.М. Соловьев называл Митрофания Воронежского — «лучшим из великорусских архиереев, знаменитым не школьною ученостью, но святостью жизни и сходившимся с Петром в усердном радении о благе Родной Земли», «Великий и Богопрославленный соотечественник наш»,- отзывались о святителе простые русские люди.
И сегодня, когда молятся воронежскому святителю и чудотворцу, у его гробницы всегда возглашается вечная память его царственному другу — благоверному государю Петру Великому.
Многочисленные чудесные исцеления от болезней, ран и тяжелых недугов у гробницы и чудотворной мантии Митрофания Воронежского начались в Х1Х веке. Об обретении нетленных мощей святителя в начале 1832 года докладывают Святейшему Синоду и лично императору Николаю I. Наступил, наконец «предуставленный свыше час прославления угодника Божия, потрудившегося подвигом добрым на пользу церкви и Отчизны». Открытие святых мощей было назначено на 6 августа — Праздник Преображения Господня. Для участия в Воронежских торжествах собралось до 50 тысяч богомольцев и почитателей памяти новоявленного чудотворца со всех концов Российской Империи. После праздничной литургии начался радостный колокольный благовест во всех храмах Воронежа и многотысячный крестный ход из Архангельского собора в Благовещенский с крестами, церковным пением и хоругвями. Праздник прославления сопровождался окроплением гробницы и покрова святою водой и чтением молитв, обращенных к блаженному старцу, мощи которого для всеобщего поклонения были открыты 7 августа. В дар Благовещенскому собору император Николай I прислал золотой покров — для возложения на гробницу святого, а спустя 40 дней после всенародного прославления лично прибыл в Воронеж, чтобы поклониться «столпу православия и воину Христову непобедимому». В 1833 году для многоцелебных и нетленных мощей святителя Митрофания — на средства благодарного Воронежского купечества — была изготовлена серебряная вызолоченная рака весом в семь пудов. На ней были выбиты памятные слова Великого Петра, сказанные при погребении старца: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю — отданием чести. Итак, вынесем его тело сами». Здесь же размещался чеканный барельеф, изображающий царя и его сподвижников, несущих гроб с телом святителя. В соборе хранились личные вещи старца — жезл, митра, святое Евангелие и карета, подаренная ему Петром Великим.
Прославляли воронежского чудотворца в августе 1832 года, когда был еще жив другой угодник Божий — преподобный Серафим Саровский, земная жизнь которого закончилась в январе 1833 года.
Митрофаниевский Воронежский монастырь — с соборами Архангельским и Благовещенским, церквями Михаила Архангела и Митрофания Воронежского и великолепной колокольней, построенной по проекту зодчего Джакомо Кваренги — привлекал до революции тысячи паломников и богомольцев со всех концов необъятной России. Основанный в 1836 году монастырь являлся одним из духовных центров Отечества, жемчужиной и главной достопримечательностью старого Воронежа. После ок-тяб ря 1917 года над Россией пронесся ураган безбожного лихолетья… Многострадальное и греховное наше Отечество сполна испило чашу Божьего гнева! Расстрелянные крестные ходы, взорванные и ограбленные храмы и монастыри, поверженные символы и монументы ратной славы, оскверненные святыни и могилы великих наших предков.
Враги русского народа и православия только за два года (1919-1920) учинили около 60 вскрытий и осквернений святых мощей угодников и чудотворцев Земли Русской. Не избежали печальной участи и мощи святителя Митрофана Воронежского. После закрытия (1920) и разрушения фашистами (1942) Митрофаниевского Благовещенского монастыря — на его месте построили главный корпус университета (1964). Уникальная серебряная рака воронежского чудотворца была переплавлена в эпоху разорения обители, а сами многоцелебные мощи на долгие годы спрятаны в городском краеведческом музее. В 1946 году Русская Церковь просила о передаче святыни, но получила отказ. И только в октябре 1989 года мощи первого Воронежского эпископа и чудотворца были наконец возвращены православным России. В Покровском кафедральном соборе I половины XIX века, где они покоятся отныне, тихо и многолюдно. Здесь всегда горит негасимая лампадка и по-прежнему происходят чудеса исцеления и молитвенной помощи святителя своему земному Отечеству…
Владимир МАКСИМОВ
30 январь 2014 /