Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры!
Недавно закончился Великий пост, который, как мы уже неоднократно говорили, прообразует земную жизнь человека. Пост — это не просто воздержание от скоромной пищи, это несение креста, о чем нам свидетельствует Крестопоклонная неделя. Это безропотное исполнение человеком воли Божией при прохождении земного поприща, чтобы в конце его сподобиться Царства Небесного. В Великом посту мы учимся духовности, познаем самих себя и несем все нелегкие труды пощения ради того, чтобы достойно встретить Пасху — Светлое Христово Воскресение.
Христос Воскрес — и вместе с Ним обновляются наши души, воскресает от зимнего сна вся природа, вступает в силу весна, а затем и прекрасное, согретое ослепительным солнцем лето. И эти земные радости символизируют духовные, небесные блага, которые даровал Господь Своим ученикам — христианам. Смысл этих благ раскрывается и разъясняется нам в воскресных службах периода Святой Пятидесятницы. Когда начинаешь внимательно вникать и изучать Церковный Устав, то открывается его необыкновенная богословская глубина и продуманность до мельчайших деталей.
Это Царство Божие на земле. Если бы мы хоть частично могли представить себе и понять величие Бога и Его любовь к нам, то боялись бы от сознания своей греховности ходить по земле и возводить очеса к небу, и не вылезали бы из пещер, как это делали древние отцы-пустынники. Но мы глухие и слепые, потому что не видим и не слышим ничего, происходящего вокруг нас, не ценим того, что нам дает Господь. Справедливо для нас название: «Червь, а не человек» (Пс. 21; 7), — как сказал пророк Давид, потому что если назвать нас, современных христиан, овцы — это будет слишком много по нашему недостоинству.
Давайте как-нибудь на досуге приостановим бег нашей мысли, отложим подальше всякую суету и подумаем — сколько всего нам дано в этой жизни! Посмотрите, разве не за что нам любить нашего Творца и Спасителя, так отчего же мы ходим такими неблагодарными творениями? Мы, маловеры, говорим: «Да что там Царствие Небесное, какое оно, кто там был?» Но святые отцы писали, что все сокровища мира не стоят одной капли райской сладости!
Посмотрите, как нас лелеет Господь, пеленает, пасет и ведет за Собой на небо. Да нам за это надо с колен не вставать и благодарить Бога. Мы не можем насладиться зрением красоты природы, ахаем, охаем, у нас дыхание захватывает от удивления, но если так прекрасен этот мир, то каков должен быть Творец, Художник, изобразивший это благолепие? Он ведь ярче солнца, в неисчислимое количество раз прекраснее всего, сотворенного Им. И мы, если заслужим Вечное блаженство, призваны будем воссесть с Ним рядом!
Но кто мы такие? Поститься — не хотим, молиться — лодыри, зато зло творить — пожалуйста, легки на подъем. А Господь нам после Воскресения Христова буквально преподносит все на блюдечке. Программа той безконечной Божественной трапезы преподается нам сейчас, в пасхальный период. Воскресные дни от Пасхи до Троицы называются праздниками, они прообразуют тот вечный праздник, который ожидает истинно верующих христиан на небе. Первое воскресенье после Пасхи — Неделя о Фоме. Образно говоря, чтобы нам на небе надеть белоснежные одежды и сесть за трапезу с Богом, надо стяжать веру в Него — Трапезоносца, Подателя Вечной жизни, как это сделал святой апостол Фома. Он не понаслышке хотел узнать, что Господь Воскрес, а лично удостовериться в этом, как говорится, уверовать раз — и навсегда, на вечность — и сделал это. А потом, если мы уверовали, то нам уже раздаются полномочия: верующие принимаются в ученики Спасителя.
Уподобляясь женам-мироносицам, мы призываемся разносить трапезу — плоды пришествия в мир Христа и Его Святого Воскресения — спасительную веру Христову, и, как следствие, результат этой веры — добро, любовь, обетование вечных благ будущей жизни. Жены-мироносицы возвестили людям весть о Воскресении Христовом, и от них пошел обычай дарить на Пасху крашеные яйца, как это сделала св. равноапостольная Мария Магдалина, подарив красное яйцо римскому императору Тиберию.
Вы знаете, что собой представляет яйцо? Это начало всего сущего: из яйцеклетки зарождается жизнь, дается старт всякой живой твари. Наша трехступенчатая жизнь начинается из яйца: сперва человек живет в утробе матери, затем — земная жизнь, потом загробная жизнь. Красный — это цвет праздника, торжества. Красные яйца прообразуют наше воскресение и вечное блаженное бытие со Христом, пролившим за нас Свою Божественную Кровь.
И вот сегодня в воскресном Евангельском чтении речь пойдет о расслабленном. Толкуя его, давайте зададимся вопросом: ради кого воплотился и пострадал Господь? Он совершил это ради спасения расслабленного рода человеческого. Этот евангельский расслабленный символизирует собой всех нас. Как видно из текста повествования, он родился здоровым, но затем проболел 38 лет. Получается, что вся его лучшая жизнь прошла на одре болезни, вернее, не прошла, а пролежала в бездействии. Посмотрите, какая здесь динамика мысли, сколько премудрости Божией заложено в этих строках, нам бы, окаянным, уразуметь хотя бы крупицу этого смысла!
Расслабленный долгие годы пролежал на одре — так была бездейственна, безсильна наша плоть, которая стала расслабленной, потому что не было движущей силы, отключившейся после падения в грех наших прародителей. Мы лежали, бездействовали, значит, не работали во спасение, т.е. не спасались. Двигатель этот — вера в Бога и благодать Духа Святаго. Без помощи Божией мы не можем нормально жить и спасаться, мы расслаблены духовно. Как говорится в народе: «Без Бога не до порога», — здесь подразумевается не порог дома или даже храма, а тот порог, рубеж, который находится между царством земным и Царством Божиим. Вот какой порог мы без Бога не перейдем, не переступим. Помните, как в Евангелии на вопрос: «Кто же может спастись?», Господь ответил: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18; 27).
Итак, расслабленный лежал 38 лет, и никто его не мог отнести в купель. Каждый жил сам по себе, и никому не было дела до одинокого больного человека. Кому хочется быть больным и лежа созерцать, как мимо тебя проходит пусть даже временная, земная жизнь?
Повторилась та же история, что и с впавшим в разбойники, который шел из Иерусалима в Иерихон — никто не хотел ему помочь, да ветхозаветным людям это и на ум не приходило: они еще не получили учения любви и милосердия, преподанного Спасителем. Но вот пришел Тот, Который исцелил расслабленного, а в его лице и весь род человеческий. Потому что, хотя до пришествия Христа люди и жили полной телесной жизнью: ели, пили, трудились, воевали, но оставались расслаблены духом — не было движения человеческой души из земли, из этого мира в тот, горний. Не было у большинства истинной веры, а, соответственно, и молитвы.
Как больной младенец не берет материнской груди, так и дохристианский человек не просил пищи духовной у Бога, Своего Творца, не питался «млеком небесным» — благодатью Духа Святаго. Силоамская купель прообразовала собой крещенскую купель, в которую никто не мог принести человека кроме Христа Спасителя.
Господь сказал расслабленному: «Восстани, возьми одр твой, и ходи» (Ин. 5; 8), — под одром тут подразумевается не кровать или раскладушка, на которой мы спим, а наше тело, даже конкретнее — сердце, которое является ложем для нашей души. Господь повелевает расслабленному, а вместе с ним и каждому из нас встать, т.е. возродиться духовно, овладеть своим телом, осилить его и подчинить душе, а это возможно только с помощью третьей составной части нашего естества — духа.
Этот исцеленный человек (а в его лице — весь род человеческий) встал и пошел вслед за Христом, и Господь сказал ему: «Се здрав бысть, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5; 14). Но за наши грехи это горше и постигло нас, христиан. Господь стягнул нас со одра нашей болезни, восставил от нашей недвижности, а мы опять лежим и болеем, потому что не веруем, и впали после крещения в еще более тяжкие грехи. Мы не будем их подробно перечислять, т.к. все прекрасно знают эту арифметику: нашим предкам и не снились такие тягчайшие грехи, которые мы натворили. За что же будет изливаться на нас милость Божия? Поэтому мы и пришли сегодня в такое плачевное состояние и должны завидовать неподвижности расслабленного, лежавшего у Силоамской купели. Он лежал всего 38 лет, а мы уже около 80 лет расслаблены духовно, и не даем Богу возможности нас исцелить, потому что изгони сейчас из человека одного беса, на его место придет 7 бесов, изгони 7 — явятся 70, т.к. мы не работаем над собой, а продолжаем грешить. «Пес возвращается на свою блевотину» и «Вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2; 22).
Какое прекрасное Евангельское повествование, которое точно отвечает на все вопросы сегодняшнего дня. Наша самая главная беда теперь — богоотступничество. Наша сила заключается не в мышцах, накачай ты хоть такие бицепсы, как бревно, но они тебе не помогут. В Ветхом Завете описано, как выглядели великаны — сыны Енаковы, однако их победили евреи, которые были меньше ростом и силой, но призывали на помощь Бога.
Наше могущество — в Боге, мы сильны и умны только с помощью Божией, об этом как-то прекрасно сказал даже бывший спортсмен, который теперь служит диаконом в Белоруссии. Маленький ребенок, если с ним будет Бог «Имже движемся и есмы», может победить всех нас, стоит ему только пальчиком провести. А если человек будет ростом хоть до неба, но Бога с ним не будет, то он — никто, и любой этого силача одолеет.
И вот Господь Своими подвигами, Своей Крестной смертью и Воскресением дал нам силу быть здоровыми, чтобы мы могли осилить одр нашего тела и нести его ко благу и спасению. «Глаголаху же жидове исцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра твоего» (Ин. 5; 18). Как здесь разоблачается отступление князей еврейского народа: фарисеев, саддукеев и первосвященников, и проливается свет на их безумие! Они соблюдали субботу, считая, что Бог сотворил мир в 6 дней, а на седьмой почил. По-человечески они мыслили, конечно, правильно, но Господь принес в мир не ту земную субботу, о которой поется в украинской песне: «Распрягайте, хлопцы, коней и лягайте почивать…», а блаженную небесную субботу, которая прообразуется сегодня днем Воскресения Христова. А евреи празднуют земную вчерашнюю субботу по календарю: мечтают в этом мире получить блаженство, в земной жизни: наесться до отвала, одеться хорошо, а дальше — хоть трава не расти. Поэтому они уперлись в свое понимание субботы, как упираются и в «стену плача» в Иерусалиме, словно бараны, и дальше этой стены ничего не видят. Вот бы нашлась сейчас такая сила, которая разрушила бы ее, потому что эта стена, оставшаяся от древнего Иерусалимского храма, отгораживает иудеев от Христовой веры, стена — это их неверие в Истинного Бога. А если бы евреи уверовали в Спасителя, то стена плача бы рухнула, как пали некогда Иерихонские стены. Но евреи никак не хотят этого понять: плачут возле этой стены и не слушают, что говорят им, а ведь за этой стеной находится Христианство и Вечная радость. Сколько евреи ни резали баранов, как положено было по Ветхозаветному закону, это мало что дало им. Они ожидали, что придет посланный с неба земной царь и освободит их от ненавистного римского ига (как и сейчас русский народ хочет освободиться от бесовской оккультной силы, захватившей Россию). А оказывается, что пришел Царь Небесный, и для того, чтобы получить право жить в Его Царстве, надо вымолить это, привлечь Его милосердие своей богоугодной жизнью.
Но евреи думали только о земном безбедном существовании, и дальше своей стены плача они не прозрели. «И сего ради гоняху Иисуса иудее, и искаху Его убити, зане сия творяше в субботу» (Ин. 5; 16). Суббота — это покой, а покой обозначает не просто отдых: лежи себе и почивай, покой нужен не для тела, тело — это просто прах, эту лошадку надо гонять хорошим кнутиком. А покой нужен для души, этот покой наступает тогда, когда она напитается благодатью Духа Святаго через веру во Христа, через причащение Святых Христовых Таин в храме — этой трапезе для души. Покой — это радость. Человек может быть больным телесно или сильно уставшим, но при этом оставаться радостным, если у него на душе покой.
Апостолы путешествовали по всему миру, уставали, но с радостью благовествовали проповедь о спасении. Наши бабушки и прабабушки совершали паломничества в Киев, проходили сотни и тысячи верст, идя пешком даже из Сибири, но с какой радостью они крестились издали на купола киевских церквей, переобувались в хромовые сапожки и переодевались в праздничные платья — ведь они пришли в гости к Самому Царю Небесному!
Если душа будет напитана благодатью Божией, то будет и тело здоровым, можно перефразировать известную поговорку: не в здоровом теле здоровый дух, а на здоровой душе здоровое тело. Нам, живущим еще в этом мире, не понять состояния небесной радости и вечного общения с нашим Творцом и Создателем, Который дал нам только предвкусить блага Вечной жизни с Ним. Для этого Спаситель творил чудеса: исцелял, воскрешал, насыщал, даровал здравие телесное и радость духовную, поэтому и расслабленного Он поднял со одра в субботу.
Суббота у евреев была седьмым днем недели, но это еще не последний день. Восьмой день — суббота небесная, наступит после всеобщего воскресения. Посмотрите на облачения священников — у них сзади на спине вышит восьмигранник. Это обозначает то, о чем они проповедуют и говорят: готовят нас к субботе небесной, к восьмому дню, которому не будет конца.
Скажем так, что есть три субботы: суббота иудейская — вчерашний день, суббота христианская — сегодняшний день, т.е. радость благодатной и духовной жизни, которую мы получаем в приобщении даров Духа Святаго через причащение и другие таинства Церкви Христовой. Кто сегодня побыл на праздничной службе и причастился, тот вкусил пасхальную радость о Воскресении Христовом. Это есть преддверие небесной субботы, которая есть безконечный восьмой день — это блаженная Вечная жизнь с Богом для тех, кто уверовал в Него. Итак, не человек ради субботы, а суббота ради человека, ради его Вечного бытия с Господом в Царстве Небесном.
Вот такой смысл сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры.
И еще, в заключение хочется сказать: берегите данную вам благодать после причащения, не занимайте время болтовней и пустыми разговорами. Так радостно бывает на душе после храма, но мы ведем себя, как глупая ворона из басни. К нам под благовидными предлогами через людей подкрадываются бесы и просят, словно лиса: «Спой, птичка, т.е. расскажи нам что-нибудь хорошее», — и как та ворона каркнула и выронила сыр, так и мы, наболтавшись, теряем благодать. Что был ты в церкви, что не был: ходишь, как лев рыкая, опять появляется дурное настроение, озлобленность, уныние, как туча наползает, и мы ищем виноватых вокруг, а ведь виноваты мы сами: не надо раскрывать свой глупый клюв. Аминь.
Архимандрит Петр
(КУчер)
16 май 2011 /