О цели христианской жизни. Преподобный Серафим Саровский

Это было в последних числах ноября 1831 г., во вторник, когда я, Н.А. Мотовилов, стоял за вечерней в соборе Живоносного Источника в Саровской пустыни. Ко мне подошла одна из сирот отца Серафима Мельничной девической его общины... и [сказала]: "Да, батюшка отец Серафим меня послал за тобой и велел мне привести тебя к нему".
 
...Долго еще о разных предметах поговоривши, батюшка отец Серафим велел мне... на другой день ехать к нему в Ближнюю пустынку...

...На другой день, в четверток, великий старец Серафим начал беседу свою...

"...Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божьяго, и эта цель жизни всякого христианина, живущаго духовно.
 
Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или приобретение денег, у дворян, сверх того, получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги.

Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми же путями, очень сходными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Иисус Христос, Богочеловек уподобляет жизнь нашу торжищу, а дело жизни нашей на земле именует куплею и говорит всем нам:

"Купуйте, дондеже прииду" и "Искупующе время, яко дние лукавии суть" (Еф. 5,7); т. е. выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары... И я Вашему Боголюбию скажу: пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить, но цель жизни нашей - это есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или в наживании ея-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской.

Заметьте, что лишь ради Христа делаемая добродетель приносит плод Духа Святаго, ибо ради Христа Дух Святый в мир внииде. Все же, хотя и доброе, да так, как говорится, для добра же и делаемое, а не ради Христа, не приносит нам благодати Духа Святаго (ибо все, что не от веры - грех есть).

Хотя подобные добрые дела, по существу доброты их, и не могут назваться грехом, а потому Богу приятны, ибо всяк любяй Бога и делаяй правду приятен Ему есть; но все-таки сказано: "любяй Бога", а не добро одно: тут в ознаменование этой приятности Богу дел добрых посылает Господь к подобным людям вестников, указующих им путь Божий: пойдут они по этому пути, хорошо, оценится их добро и дастся им Дар Духа Святаго; а не пойдут, то хотя Бог, по правосудию Своему, и не лишит их награды за добро, но наградит лишь их только одними временными благами, вечных же благ не дает им, ибо последние только ради Христа Господа нашего даются...

Так вот оно как делается, а не просто; тогда как за ради Христа делаемыя добродетели уже и без посредников посторонних прямо дается нам благодать Всесвятаго Духа Божия; так что все же не в добродетелях дело, а в плодах Духа Святаго, даруемаго нам через них".
 
Из беседы преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым
15 январь 2015 /
Похожие новости

Сошествие Святого Духа

Как прежде Бог, смешав языки, разделил и рассеял говоривших на одном языке, так и  ныне он разделил  языки и послал апостолов по всему миру, чтобы рассеянных людей по Вселенной собрать во

Святые мученики Тимофей и Мавра

«Ты привел меня сюда и обещал мне богатые награды ради того, чтобы погубить мою душу. Но ты не покоришь меня своим обещаниями... Я облеклась в оружие Бога моего - Христа, и Его силой смело стою

Святому праведному Иоанну Кронштадскому посвящается

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев избрал Небесное звание, откликнулся на Глас Пастыря и пошел по указанному Богом пути. И это его избрание в наше время Всеобщего богоотступничества и лицемерия и есть

Память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Архимандрит Петр (Кучер)

Надо молиться во всех случаях жизни: в путешествии, в бедах, болезнях, скорбях и других жизненных обстоятельствах, т.к. он один из ближайших святых, которые предстоят Престолу Господа нашего Иисуса

МОЛИТВА КАК ПЕРВЫЙ ШАГ К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Враг нас высмеивает, чтобы мы были дураками, не знали Бога, не знали родства и своей преемственности. Ведь какими были великими людьми наши предки - святые, а их тысячи тысяч. Это они своей
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ