Спасаемый ли или гибнущий наш народ? Слово на Покров Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви

и с ликами святых за ны невидимо молится Богу.

В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Духовными очами видим мы благолепный Влахернский храм Богородицы в Царьграде во всей красе ночного богослужения; видим торжественный собор священнослужителей, во главе со святым Патриархом Тарасием; видим многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним благочестивого царя Льва Мудрого. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение. Идет продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердна их молитва, и эта молитва окрылила души, открыла очи веры, отверзла и самое небо. К концу всенощного бдения блаженный Андрей с учеником своим Епифанием - оба нам родные по крови, славяне, - видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский пред Сыном Ея и Богом и осеняющую народ честным Своим покровом.

altПеренесемся теперь мысленно из этой чудной области древнего благочестия в наше теперешнее время, вернемся к нашему теперешнему положению. И мы тоже теперь в храме; тоже видится и слышится богослужение... Но простерт ли и ныне над верующим народом покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? - Веруем твердо и исповедуем открыто, что это так. "Христос Иисус вчера и ныне, Тот же и во веки", - говорит святой Апостол. И Церковь Его пребывает вечно, и слово Его не мимо идет: "где два или три соберутся во имя Мое, там и Я посреди них". Истина эта особенно близка к сердцу нашему ныне, ныне же она особенно ясно проповедуется и Церковью. Дева днесь, - поется в богослужебной песни нынешнего праздника, т. е. Дева и ныне, и сегодня, - предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу... Не видим мы этого телесными очами, но видим очами веры. Были некогда во Влахернском храме многочисленные богомольцы, но не удостоились чудного видения; был царь, за свой разум и познания прозванный Мудрым, был патриарх, признанный Церковью святым, но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник, славянин Андрей, Христа ради юродивый. Такого видения достигают только избранные и после долгого духовного подвига и опыта.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами во храме, то какую же святыню, какое сокровище неоценимое, какое место высокое представляет собой наш храм! Знали это и в Ветхом Завете, когда Любовь Божественная еще не во всей полноте и ясности была открыта людям. С каким восторгом, с какой пламенной любовью желал водвориться в храме святой царь и пророк Давид! Окруженный бедствиями; ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится на него враг; оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (Пс.26:2-3, 10-12); огорченный потерею всего милого сердцу и изменой ближних и друзей, - о чем он молит Господа, чего прежде всего желает душа его?! "Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати ми храм святый Его!"

В Новом Завете Бог открыл Себя людям, настолько, насколько они вместить это могут. Поэтому и храм новозаветный есть полное и действенное открытие Божества. Тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь - Бог, Утешитель скорбящих; здесь - общение святых, отошедших в жизнь вечную и не забывающих братию, странствующую на земле; здесь - веяние неба, здесь - дыхание страны вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой, окружили ли тебя враги и клеветники и ищут души твоей: молись здесь пред Светом, просвещающим всякого человека; молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого мира. В настоящее время можно наблюдать обратный процесс, когда дизайн рекламы в поисках новых образов и способов выражения возвращается к исходной точке, но уже на более высоком уровне. Грех тяготит тебя, совесть взывает, близок ты к отчаянию: здесь же, во храме милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание веры в таинстве покаяния, здесь же, в жажде вечного общения с Высочайшим Богом, самым делом ты соединишься с Ним и в молитве, и в беседе, и во святом Причащении.

Зачем же ты не идешь в открытую врачебницу? Зачем это охлаждение к храмам и богослужению, которое ныне так охватило русский народ? Зачем пустота в храмах и многолюдство в домах веселья, легкомыслия и разврата? Зачем и это небрежение к святыне даже со стороны тех, которые еще посещают храм? Ты стоишь здесь с рассеянными мыслями, с блуждающим взором, ты входишь сюда, как в обыкновенный дом... Но слышишь ли грозное обличение апостола: "Или домов не имате? Или о Церкви Божией нерадите?" Неблагодарный и безумный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких, живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастье, - а ты не хочешь внять ее голосу? Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе все святое и возвышенное, она одела свое богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, а ты, как раб ленивый и злой, стоишь холодный и невнимательный, с каменным сердцем! В таком случае, по своей вине ты - не спасаемый, а гибнущий!

В чем спасение и гибель для одного отдельного человека, в том спасение и гибель для целого народа. Спасаемый ли или гибнущий народ наш? Окруженный ныне бедствиями, видящий, что восстает на него брань и ополчается враг, оклеветанный, расхищаемый внутренними врагами и предателями, испытавший столько ударов, - он восстанет в силе и крепости, он воспрянет оживить древнюю свою мощь и славу, он сбросит с себя путы и узы, как Сампсон, пока пребудет в молитве, вере и благочестии.

Но он будет в плену у врагов, если, как Сампсон, забудет святые обеты, изменить Богу и предаст тайну силы своей - тайну веры и благочестия соблазнительным речам нового блудного мирского воззрения на власть, на государственность, на земную жизнь. К Богу, к Церкви, ко храму, к молитве, к общению святых, к религиозному воодушевлению, к нравственной чистоте, к подвигу святости - вот куда зовет тебя, русский народ, нынешний праздник. И если ты в покаянии и молитве, не ожесточив сердца, а смягчив его верою, глас этот услышишь, и, как древле, всенародно, во главе с Церковью и ее служителями останешься твердым в вере, уповании и молитве, то твердо знай и разумей: Дева и ныне предстоит с тобою в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу, Дева и ныне покрывает народ, страдающий и верующий, честным Своим покровом. И Бог сил, Бог мира будет с нами! Аминь.

 

Священномученик Иоанн Восторгов

13 октябрь 2015 /
Похожие новости

Сошествие Святого Духа

Как прежде Бог, смешав языки, разделил и рассеял говоривших на одном языке, так и  ныне он разделил  языки и послал апостолов по всему миру, чтобы рассеянных людей по Вселенной собрать во

И нарекли имя ему Иоанн. Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Когда крещеный управит свою жизнь по Евангелию, по Апостольским и Семи Вселенских Соборов Правилам, по всему Святому Преданию, тогда лишь сей крещеный по праву будет именоваться Христианином, и тогда

ПОКАЯНИЕ – УСЛОВИЕ РУССКОЙ ПОБЕДЫ

Некогда Великая Святая Русь превратилась в полигон по уничтожению Русских - Христиан, по уничтожению Церкви. Сбылась давнейшая мечта христоненавистников. Но как оказалось, что всегда Богом хранимая

Слава Богу за всё!

Мы все едины, мы все тело Христово. И каждый раз сквозь благоговейное, светлое и радостное - горечь за то, что мы были лишены этого. Мы смотрим на молодых и на их чад и понимаем, что это наша
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ